Три антимифа стратегического планирования | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три антимифа
стратегического планирования

Три распространенных мифа способствуют тому, что и поныне стратегическое мышление остается чем-то сложным и малодоступным для большинства компаний

Автор: Ник Тэслер

Три антимифа стратегического планирования

читайте также

Больше данных для разумного потребителя

Такер Уилл,  Талер Ричард

Научная степень на заказ

Владимир Рувинский

Как помочь россиянам выбраться из «квалификационной ямы»

Артем Кумпель

Защитите свой фирменный стиль от копирования

Джелб Бетси,  Кришнамурти Парта

Если сформулировать совсем просто, то стратегическое мышление сводится к выбору: одним возможностям вы уделите время, человеческие ресурсы и деньги, а другими пренебрежете. Один из величайших стратегов, Наполеон Бонапарт, говаривал: «Чтобы сосредоточить в одном месте превосходящие силы, приходится экономить их в других местах». А если покойный французский император для вас не авторитет, то Майкл Портер выразился еще короче: «Суть стратегии — выбрать, чего не делать».

На высшем уровне это означает: продать одну компанию, чтобы купить другую. Чаще выбор сводится к тому, что часть инициатив сдвигается на заднюю конфорку, а все ресурсы направляются на ключевую задачу.

Звучит вроде бы просто. Но три распространенных мифа способствуют тому, что и поныне стратегическое мышление остается чем-то сложным и малодоступным для большинства компаний.

Миф 1: Цель — продуктивность

Говоря о продуктивности, мы интересуемся, когда, что и сколько будет cделано. Стратегия же направлена на то, чтобы были реализованы правильные вещи — причем правильно. И отсюда побочный эффект: стратегическое мышление вынуждает нас оставлять что-то несделанным, что вызывает негативные эмоции. Когда часть проектов не осуществляется или останавливается на полпути, мы вынуждены жертвовать чувством уверенности и контроля, которую дарит преследование намеченной цели. Приходится бороться с общечеловеческим психологическим феноменом: мы переживаем утрату, когда отказываемся от нравящейся нам затеи, тем более если успели вложить в нее много времени и денег. Кроме того, нужно сообщить команде, что ее любимая идея или целая область деятельности будет закрыта ради чего-то другого, что признано более ценным — а это тяжелейший удар по человеческим отношениям и чувству собственного достоинства всех членов коллектива.

Когда грозят такие неприятности, не лучше ли довольствоваться продуктивностью? И чем она, собственно говоря, не угодила?

Дело в том, что продуктивность живет вне пространства стратегии. Невозможно угнаться одновременно и за объемом производства, и за совершенством. А без стратегии продуктивность бессмысленна. Вспомним знаменитый афоризм Питера Друкера: «Самое бесполезное занятие — эффективно делать то, чего делать не нужно». Итак, следующий важный шаг — выяснить, что же нужно.

Миф 2: Определять, что важно — задача лидера

Ну-ка, простое упражнение: составьте список всех проектов и инициатив, над которыми ваша команда трудится в данный момент. Когда закончите, вычеркните все маловажное.

В 99% команд ни один элемент из списка не будет вычеркнут, ведь каждый ваш проект кому-то где-то зачем-то нужен. Всякая работа так или иначе «добавляет ценность». И сам спор о важном и неважном лишается смысла. Стратегия определяет, не что важно или маловажно, но на чем следует сосредоточиться. Лидер-стратег сознательно отказывается от части «важных» проектов, игнорирует какие-то «важные» инициативы.

Пока продуктивные команды трудятся сверхурочно, осуществляя один проект за другим по принципу живой очереди, стратегические команды решают, какие дела наиболее важны для заявленной стратегии компании, а все остальные проекты, сколь угодно важные, приостанавливают.

Миф 3. Стратегическое мышление — это всего лишь мышление

Стратегическое руководство не следует приравнивать к решению математических задач или проведению мозговых штурмов. Стратегическое мышление ведет к стратегическим действиям. Все эти анализы расходов и выгод, ошеломительные прогнозы, соблазнительные тренды, широкоформатные таблицы, при виде которых новоиспеченный обладатель MBA рыдает от радости — все они бессодержательны, если не последует решение и действие. Вопреки неопределенности, сложности, постоянному страху провала руководитель-стратег должен в конце концов сделать этот шаг и четко определить, чем команда будет заниматься, а чем НЕ будет.

И Наполеон снимает шляпу перед этой истиной: «Самое трудное и самое ценное — способность принимать решения». Именно этим умением обычно бывают наделены те, кого выдвигают на высшие руководящие должности.

Читайте по теме: