Стратегическая ошибка, которую допускают практически все | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегическая ошибка, которую допускают
практически все

Полное сокращение вложений в рост и развитие компании — весьма опасная политика.

Автор: Скотт Энтони

Стратегическая ошибка, которую допускают практически все

читайте также

Чем бизнес-модель отличается от стратегии

Ралли в стиле ретро

РЕКЛАМЫ ПРАВАХ НА

«Мы должны разрешить пользоваться интернетом во время экзаменов»

Анастасия Миткевич

Правила биосферы

Анру Грегори

«Это же элементарная математика», — заявил специалист по стратегическому планированию. И это произносилось таким тоном, каким я обычно разговариваю со своей шестилетней дочерью. «Если уменьшить отток средств всего на один процент и инвестировать освободившиеся деньги во что-то другое, мы будем ежегодно получать десятки миллионов долларов чистой прибыли. А своевременно занятая доля на рынке увеличивает эту цифру в пять раз. А чтобы получить подобный рост, при сохранении текущего положения дел в фирме, нам понадобятся годы», — утверждал он.

Общий посыл тут верен: доллар, вложенный в усовершенствование текущих процессов фирмы, почти всегда принесет больше выгоды в краткосрочной перспективе, нежели доллар, инвестированный в расчете на долгосрочную перспективу. Вот почему для компаний настолько важно инвестировать в свое развитие еще до того, как этот вопрос станет для них критичным. Ведь для результатов подобных вложений требуется время.

К сожалению, так поступает меньшинство фирм. А вот чем они реально занимаются.

«Следовательно, — продолжал специалист по стратегическому планированию, — гораздо выгоднее инвестировать средства не в инновации, а в текущие бизнес-процессы».

Разумеется, в краткосрочной перспективе при таком подходе фирма все-таки выиграет. И я только за то, чтобы вкладывать деньги в ее операционную деятельность. В конце концов прибыль, полученная сегодня, завтра может стать долгосрочной инвестицией. Однако полное сокращение вложений в рост и развитие компании — весьма опасная политика.

У любой компании и у каждой бизнес-модели есть свой срок жизни. Товары появляются и исчезают. Меняются предпочтения покупателей. Как отметила Рита Гантер Макграт, конкурентное преимущество становится все более краткосрочным понятием. И фирмы, которые остаются на плаву в течение долгого времени, успешны именно за счет создания новых товаров, услуг и бизнес-моделей.

Пару лет назад основатель и генеральный директор Netflix Рид Хастингс, выступая на одном закрытом мероприятии, говорил на тему глобальных изменений в своей компании. Это было еще до того, как созданная Netflix PowerPoint-презентация, призванная объяснить подход фирмы к управлению талантами, облетела весь интернет. (Я лично до сих пор считаю этот документ прекрасной демонстрацией того, как выстроить стратегию компании, нацеленную на креативное разрушение.) А сеть проката Blockbuster тогда еще была сильным конкурентом Netflix. Хастингс поделился своими мыслями о том, как серьезно изменить стратегию внутри компании. Именно это предстояло сделать Netflix — перейти от доставки DVD к продаже онлайн-видео.

Руководители должны осознать — самая большая угроза для нас состоит в том, что технологии быстро устаревают. И гораздо меньше опасности в том, что кто-то допустит ошибку при изготовлении продукции или в финансовых расчетах. Конечно, в подобных ситуациях тоже нет ничего хорошего, но компания от этого не обанкротится. Гораздо серьезнее отсутствие должного технологического оснащения или инновационных бизнес-моделей. Итак, нам стоит в первую очередь обращать внимание на то, что угрожает нам сильнее всего.

Компаниям следует найти баланс между вложениями в текущие процессы и инвестициями в долгосрочное развитие. Оценивая средства, вложенные в рост бизнеса, нужно ориентироваться на долгосрочные перспективы и использовать принципиально другие управленческие подходы к ведению бизнеса. Именно таким образом можно будет успешно преодолеть высокую степень риска, которая связана с подобными инвестициями.

У портфельной теории есть свои противники, но мало кто будет спорить с основной идеей, что диверсификация уменьшает риски и увеличивает шансы на успех. Разве вы помните самого эффективного производителя автомобильных антенн или самого успешного распространителя расфасованного льда? Конечно, нет.

Недостаточная диверсификация инвестиционного портфеля вашей компании ведет к увеличению риска того, что любая серьезная перемена в индустрии (которая всегда оказывается на деле серьезнее, чем ваши предположения) разрушит ваш бизнес. Поэтому не становитесь жертвой заблуждений специалистов по стратегии и инвестируйте грамотно.

Читайте по теме: