Совет первый: планируйте! Часть первая: команда | Большие Идеи

? Стратегия

Совет первый: планируйте! Часть
первая: команда

Любому предпринимателю надо помнить, что стартап — это бизнес, где успех определяется размером и темпами роста прибыли.

Автор: Сергей Белоусов

читайте также

Лидеры пятого уровня: кто они?

Как переосмыслить процесс рекрутинга

11 шагов, которые спасут от выгорания

Наталия Пеарт

Что будет с продажами, когда пандемия закончится

Фрэнк Сеспедес

Эти советы родились почти случайно: примерно год назад меня попросили выступить перед молодыми предпринимателями Кремниевой долины. Там были самые разные люди: русские, американцы. Лично у меня задача на тот момент была очень простая: «зарекрутить» к себе в компанию толковых сотрудников (в целом она была выполнена). Но, так или иначе, именно тогда появилась презентация, которая ляжет в основу этого блога. Я хочу дать несколько практических советов молодым стартаперам. Всего этих советов будет пять.

Первый и, пожалуй, основной — планируйте. При том что совет кажется банальным, все не так уж и просто. Многие считают, что планирование необходимо для того, чтобы потом точно знать порядок своих действий. Так вот ничего подобного: самое важное – достичь договоренностей со всеми участниками процесса создания стартапа: сотрудниками, инвесторами, сочувствующими, друзьями — всеми, кто вовлечен в это дело. Почти всегда молодая команда видит основную угрозу во внешнем мире, в то время как она кроется внутри — в них самих — в недопонимании, отсутствии четких договоренностей. А в результате это элементарно приводит к неэффективности использования и без того ограниченных ресурсов.

Отличный пример — известная басня «Лебедь, рак и щука», все герои которой хоть и желают лучшего, но тянут воз в разные стороны. В стартапе в роли воза выступают ресурсы. Их обычно и так немного, а если их еще и «тянуть» в разные стороны, проект начнет разваливаться. Чтобы этого не произошло, планирование необходимо.

Вообще планирование в стартапе, на мой взгляд, касается как минимум пяти важных вопросов: команды, размеров потенциального рынка, срока реализации задачи и объема необходимых финансов, конкуренции, фокуса. В стартапе (особенно, если у людей не было предпринимательского опыта в прошлом) первые два — самые важные. Parallels в этом смысле очень показательный пример. Когда появилась наша компания, с планированием у нас вообще-то было плохо. Не было никакого плана на cash flow, про конкуренцию мы особо не думали, а фокусироваться вообще начали пару-тройку лет назад. Но при этом у нас была отличная команда, и мы собирались работать на потенциально большом рынке, способном генерировать серьезный объем выручки. Благодаря этому мы сумели выжить, начать развиваться и потихоньку заполнили пробелы. Я убежден: эти два фактора являются ключевыми для всех стратапов без исключения.

В этот раз мы предметно затронем только один из них — планирование применительно к команде. Здесь нужно ответить на четыре основополагающих вопроса: какова мотивация у членов команды, какие у них способности (в маленьком коллективе люди должны быть быстро обучаемы), у кого какой опыт и, последнее, есть ли в команде сильный лидер (или два, не больше). В идеале чтобы выиграть, ваша команда должна обладать преимуществами в каждой из четырех категорий по сравнению с командами других стартапов. Лично я вырос на девизе «безумству храбрых поем мы песню», но на самом деле в бизнесе это плохая тактика — вам нужно очень трезво понимать, где и в чем вы сильны и слабы. Нет опыта — минус, слабый лидер — еще один, и вот у вас уже маловато шансов добиться успеха. Переплывете ли вы в дырявой лодке Атлантику? Вряд ли. Лучше понимать это на старте, чем прозреть посреди океана. Есть другой пример. У меня есть некая компания с достаточно хорошей технологией. Если оценить команду по тем же самым четырем критериям, картина складывается обнадеживающая: мотивация работать есть, высокий интеллект есть, опыт есть. Лидер тоже как бы есть. Компания существует уже десять лет и приносит прибыль — вот только значительно ниже той, которой я от нее жду (по сравнению с похожими стартапами). Я очень долго не понимал, в чем дело. Разобрался только недавно — в лидере. Он умный, опытный, профессиональный, но, к сожалению, пассивный — такой человек для стартапа не подходит. Активным здесь быть гораздо важнее, чем опытным. После общения с некоторыми лидерами успешных проектов остается ощущение, что они несут какую-то ерунду. Но зато они гиперактивны, а это важнее!

В завершение я еще раз хочу обратить внимание на важность планирования в принципе. Любому предпринимателю надо помнить, что стартап — это бизнес, где успех определяется размером и темпами роста прибыли. Глупо и неинтересно делать проекты, которые не направлены на зарабатывание денег (если мы, конечно, говорим о бизнесе, а не о культуре, науке или политике). А еще разница между успешными и неуспешными начинаниями в том, что в первых всегда есть доля неприятной дисциплины. Хотите хорошо и грамотно писать по-русски? Придется учить правила, увеличивать словарный запас — иначе ничего из вашей затеи не получится. В этом смысле к стартапу тоже надо относиться как к дисциплине — не как к увеселительной поездке в Крым, а как к экспедиции в Антарктиду. Без планирования в таком деле не обойтись.