О времена, о идеалы!
Ранджай ГулатиМногие руководители стартапов нацелены прежде всего на рост компании. И даже мечтая о том, чтобы выстроить бизнес вокруг высокой цели, они часто уверены, что не смогут себе этого позволить. По мнению венчурного капиталиста Марка Андриссена, на начальном этапе единственное, что имеет значение, — это соответствие продукта потребностям рынка. Но и после выхода на прибыль предприниматели не в силах изменить свой образ мышления. Все их последующие амбиции направлены на еще больший рост.
Однако убеждения, что стартапы должны быть одержимы только идеей быстрого развития и что подобная стратегия и стремление к высокой цели каким-то образом противоречат друг другу, ошибочны. Как считают некоторые эксперты, при создании компании осмысленность работы и четкий ответ на вопрос «зачем» особенно важны. В последние годы я все чаще наблюдаю за быстрорастущими стартапами, начиная от агрофирмы Gotham Greens и заканчивая высокотехнологичной компанией Livongo и розничным продавцом очков Warby Parker. Все они поставили перед собой высокие цели в начале пути — раньше, чем можно было бы предположить, и задолго до создания оптимального рыночного продукта. Вместо того, чтобы просто обсуждать и реализовать новую идею, лидеры уже на старте говорят и думают об идеалах. Они хотят не только получать прибыль, но и вносить вклад в решение социальных задач, среди которых — устойчивое развитие сельского хозяйства и справедливой торговли, создание лучших условий для пациентов и реформы здравоохранения, гуманизация бизнеса.
И это не просто красивые слова. Руководители таких проектов — не только возвышенные идеалисты, но одновременно прагматичные деятели, которые понимают, что высокая цель приведет к успеху. В их глазах идеализм вовсе не исключает практичного взгляда на бизнес: оба подхода являются взаимодополняющими и помогают компаниям эффективнее улучшать как свои финансовые показатели, так и жизнь на нашей планете. Эти лидеры придерживаются высоких идеалов с моральной точки зрения, а также опираются на них в стратегии и операционной деятельности.
Первое преимущество
ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ СПОСОБСТВУЮТ РОСТУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ АМБИЦИЙ
Стартапы часто развиваются в рискованных и сложных условиях, поэтому основателям и сотрудникам приходится принимать дерзкие и творческие решения. Большая часть проектов изначально вдохновляется оригинальной бизнес-идеей, помогающей преодолевать трудности становления. Но, помимо идеи, мотивацию людей стимулирует стремление к идеалу с опорой на личные ценности и убеждения. Моя коллега Ребекка Хендерсон заметила, что подобные двойные цели усиливают амбиции людей, побуждая их решать системные проблемы, что способствует созданию общей ценности.
В 2009 году Вирадж Пури стал сооснователем тепличного производства свежей зелени Gotham Greens. Миссия стартапа — иначе взглянуть на создание еды, «придумывая новые пути для фермерства, локального пищевого производства, сплочения сообществ и новаторства ради устойчивого будущего». Сам Пури сказал мне в интервью, что он и его партнеры-основатели с самого начала вдохновлялись высокой целью: «Мы были идеалистами. Сразу поставили задачу сделать компанию углеродно-нейтральной и развивать экологически чистую энергетику, повторно используя 100% воды для орошения». Команда хотела также улучшить жизнь местных сообществ и изменить их отношение к продуктам питания. Именно идеалистический настрой заставил ее предпринять важные и новые для нее шаги — например, расположить первую теплицу на нью-йоркской крыше (а не в сельской местности, что было бы намного дешевле). Благодаря этому компания разработала новый экологичный подход к городскому фермерству и приблизила производство пищи к горожанам.
При этом Пури и его коллеги не просто слепо следуют идеалам, «творя добро», они наращивают прибыль инвесторов. «Чтобы иметь возможность реально изменить продовольственную систему к лучшему, бизнес должен быть финансово устойчивым, — поясняет он. — Мы не хотели бесконечно брать венчурные деньги и расти любой ценой без всякой прибыли. С другой стороны, мы не собирались зависеть от грантов или работать на некоммерческой основе».
Иными словами, чтобы производство продуктов питания стало устойчивее и выгоднее для местных жителей, основателям необходимо было действовать масштабно. То есть их проект должен был приносить прибыль. И в данном случае высокая идея не уводила стартап от юнит-экономики, а сосредотачивала на ней. Gotham Greens решила, не торопясь, выходить в новые регионы, обеспечивая себе «максимально прочную “экономику четырех стен”, стабильный денежный поток и высокую прибыльность». Результатом стала процветающая компания, у которой к 2020 году было восемь тепличных комплексов, более 350 сотрудников, $130 млн привлеченных инвестиций и продажи в 40 штатах США.
Второе преимущество
ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ ПРИВЛЕКАЮТ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ