читайте также
На работу компаний влияют разные факторы, и деятельность правительств и регулирующих органов — один из них. Влияние этого фактора может обходиться фирмам довольно дорого — как в прямом, так и в переносном смысле. По информации McKinsey, до 30% прибыли организации зависит от грамотного GR.
Что такое GR
GR (Government Relations, или отношения с органами государственной власти) помогает отстаивать интересы компаний на рынке и выстраивать связь с правительством, способствуя развитию целых индустрий. В технологической сфере взаимодействие с регуляторами определяет не только бизнес-модель организации, но и шансы на ее выживание.
GR-специалисты — это чаще всего бывшие политологи, госслужащие и сотрудники PR-отделов. В первую очередь эти люди должны знать, как устроена сфера государственного управления; разбираться в политической обстановке; быть экспертами в области работы своей компании и иметь связи с представителями органов власти. От последнего пункта во многом зависит, насколько успешными будут продвижение и реализация инициируемых решений.
Работников сферы GR часто принимают за лоббистов. Однако те выполняют только юридические задачи и продвигают интересы определенного круга людей в органах государственной власти. Функции GR-специалистов несколько шире. Они работают в штате организации и отвечают за коммуникацию, представляют интересы компании в государственных органах, мониторят законодательные изменения и помогают быстро к ним адаптироваться. Одна из их целей — получить необходимые финансовые ресурсы. Добиться этого можно разными способами — например, с помощью госпрограмм, субсидирования и т. п.
Отделы Government Relations созданы сегодня во всех крупных организациях. Наибольшее значение они имеют для сфер EdTech и FinTech, технологических компаний, фарминдустрии, строительного и инжинирингового бизнеса. Развитие отдельных технологий требует и определенного законодательного регулирования.
Как работает GR и почему важны договоренности
Испытания новых технологий зачастую зависят от договоренностей GR-менеджеров с властями. Например, в проекте по созданию карты для запуска беспилотных автомобилей, которые работают в автономном режиме, участвуют Минтранс, Минпромторг, МВД и Минэкономразвития. Компании — разработчики этого решения, включая «Яндекс», ГАЗ и «Камаз», обязаны представлять им результаты испытаний и определять проблемные точки проекта.
Для тестирования беспилотников к концу 2022 года должны быть созданы специальные зоны с покрытием сетью 5G, которая обеспечивает наиболее эффективную связь по технологии V2X (vehicle to infrastructure). В отдельных регионах возникают условия для испытания беспилотников на дорогах общего пользования, однако пока это возможно только в закрытых испытательных зонах.
Эксперты отмечают, что от взаимодействия компаний и регулятора зависят сроки запуска проекта: с учетом переноса автономных испытаний выход в коммерческую эксплуатацию такого транспорта произойдет после 2024 года.
Работа с рисками
Грамотная работа GR-команды помогает избежать общественных скандалов и финансовых потерь для компаний. Когда риски не продуманы, можно столкнуться с серьезными проблемами.
Большой резонанс, например, вызвал случай, когда британская аналитическая компания Cambridge Analytica собирала персональные данные 87 млн пользователей через свое приложение в Facebook, чтобы в дальнейшем использовать их для размещения политической рекламы во время президентской кампании в США и референдума о выходе Великобритании из Евросоюза. Хотя компания заявляла о правомерности своих действий, в дальнейшем она потеряла всех клиентов и была вынуждена объявить о банкротстве. Facebook признал свою ошибку: корпорация согласилась пересмотреть отношение к сохранению конфиденциальности пользователей и заплатила штраф в размере $5 млрд. Соглашение было достигнуто между Facebook и Федеральной торговой комиссией США.
Непростые GR-отношения сложились у компании Tesla с властями Китая. Сначала они запретили военным и сотрудникам госпредприятий ездить на автомобилях компании из-за потенциальной угрозы национальной безопасности. Потом китайские эксперты обнаружили дефекты функции автопилота, из-за чего Tesla отозвала почти 300 тыс. электрокаров, проданных в этой стране. Для Tesla КНР — крупнейший рынок сбыта, однако из-за торговой войны между Китаем и США и высоких тарифных пошлин Илон Маск не стал покупать землю для расширения производства в Шанхае.
Похожая ситуация сложилась с компанией Uber. Она была вынуждена ограничить свою деятельность в ряде стран из-за конфликта на государственном уровне. В 2015 году сервис по заказу такси противостоял потенциальным нововведениям мэрии Нью-Йорка, которая предлагала регулировать количество новых автомобилей сервиса в городе. Платформа даже добавила функцию De Blasio's Uber, в которой пользователь получал длительное время ожидания и комментарий: «Так будет всегда, если мэр Нью-Йорка Билл де Блазио ограничит работу Uber. Обратитесь к мэру города за разъяснениями».
В разных странах деятельность Uber оценивали по-разному, но во многих она привела к протестам водителей обычных такси. Во Франции правительство решило ограничить работу более дешевого сервиса UberPop и ужесточило меры контроля над брендом. Поэтому компания заключила ряд M&A-сделок с местными игроками, которые включены в GR-повестку на конкретном рынке. Кстати, в 2017 году компания «Яндекс» и Uber объединили свои сервисы такси в России, Беларуси, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. Сервис Yandex Taxi получил 59,3% акций в объединенной компании.
Еще один пример — законопроект члена комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина, вышедший в конце 2019 года, о запрете на иностранное владение значимыми интернет-ресурсами, из-за которого «Яндексу» пришлось менять структуру управления.
Тренды в GR
Как показывают примеры, отношения бизнеса с властями становятся все более структурированными. Это выгодно обеим сторонам. Если компании работают на одном рынке, но их не устраивает государственная позиция по регулированию, они могут объединяться в отраслевые ассоциации или создавать новые организации. А затем обсуждать экономическую целесообразность принятия тех или иных мер и решать вопросы в режиме диалога с властью.
Непрерывное взаимодействие бизнеса и государства особенно важно в области ИТ: поскольку технологии стремительно развиваются, эта сфера требует оперативного общения с регулятором и изменений в законодательной базе или даже разработки и внедрения новых нормативов. Поэтому выстраивание отношений между бизнесом и властью необходимо как для полноценного развития компаний, так и для защиты интересов клиентов.
Одним из главных трендов государственной политики в области ИТ стало импортозамещение, и у отечественных организаций появляются новые возможности для развития. Здесь задача GR-специалистов со стороны бизнеса — интегрировать компании в процесс создания новых законопроектов и транслировать ее интересы регулятору.
GR-инструментарий должен активно использоваться организациями для выхода на новые рынки — с помощью субсидий, грантов и т. д., а также для снятия административных барьеров. Сегодня практически все средние и крупные игроки ИТ-рынка России состоят в отраслевых объединениях, поэтому средний и крупный бизнес в большей степени влияет на повестку.
* деятельность на территории РФ запрещена