читайте также
Однажды Ван Чуаньфу, основатель BYD (Build Your Dreams), привез в цех новенький Mercedes-Benz. Команда инженеров замерла: «мерседес» (по-китайски «бэньчши») вызывал в начале 2000-х почти священный трепет. Ван провел ключом по лакированному кузову, оставив длинную царапину. «А теперь, — сказал он спокойно, — разберите его». Посыл был кристально ясен: нет ничего сакрального — разобрать, понять и сделать дешевле и лучше.
Эта сцена — квинтэссенция ментальности BYD: путь из скромного китайского стартапа по аккумуляторам в мировые лидеры производства электромобилей. 20 лет наблюдений за китайской промышленностью убеждают меня: рецепт амбициозного предпринимателя в Китае — это правильная среда, превращение ограничений в преимущества, союзы и альянсы, бесконечное инженерное упорство и лидеры, которые не устают верить в то, что невозможное — возможно.
Пристегнитесь — эта история читается как роман, а работает как инструкция.
Шэньчжэнь: место, где мечты заряжаются энергией
Любая империя имеет точку рождения на карте. У BYD это был Шэньчжэнь — молодая «лаборатория капитализма» рядом с Гонконгом. В середине 1990-х город кипел электроникой (здесь поднялся на ноги легендарный Huawei), фабриками, мигрантской энергией. Когда в 1995-м инженер-материаловед Ван Чуаньфу открыл здесь BYD, он сразу встроил компанию в уже сложившийся электронный кластер: знание, поставщики, кадры.
Урок №1: Опираться на знания и опыт, встраиваясь в плодородную экосистему. Там, где отрасль дышит и растет: есть кадры, кооперация, инфраструктура, — среда должна работать как катализатор скорости.
Преимущество «человеческого конвейера»
В конце 1990-х Япония закрывала автоматизированные заводы по производству батарей по экологическим соображениям. Китай, напротив, был в ситуации, где выбирать не приходилось: страна открывалась для инвестиций, экономический рост стал основным показателем эффективности правительств на всех уровнях, заботы об экологии временно отошли на второй план. Ранние линии BYD по аккумуляторам — это изобретательность в условиях дефицита всего, кроме ловких рабочих рук. Вместо многомиллионных чистых комнат — гермобоксы, где один оператор собирает ячейку в локально чистой среде. Дешево, гибко и масштабируемо. В начале 2000-х визиты на такие участки поражали: ряды сосредоточенных техников в антистатике, хирургическая точность, без излишеств, но без компромиссов к качеству. Итог — себестоимость в разы ниже японской, а скорость работы выше.
Урок №2: Превращать ограничения в преимущество. Нет капитала — компенсировать процессом и людьми. Нет возможности купить технологию — изобретать новый способ. Гибкость побеждает «глянец». Автоматизация придет позже — вначале необходимо обеспечить выживаемость и темп.
Вертикальная интеграция: сила кластера и контроль над ядром технологии
Пока развитый мир агрессивно аутсорсил производство в Китай, BYD последовательно воплощала идею вертикальной интеграции: от производства батарей к покупке автомобильного завода в Сиане в 2003 году, а затем — инвестиции в пресс-формы, оснастку и ключевые узлы электроники. Китайские кластеры позволяли гибко масштабировать и удешевлять производство компонентов, но компания интегрировала ключевые технологии, которые стали конкурентным «рвом вокруг замка». Параллельно росли внутренние патентные «стены славы» — за каждый новый патент работник мог получить премию на уровне своей годовой зарплаты.
В 2020-м BYD представила, пожалуй, главный технологический прорыв компании: батарею-лезвие — длинные тонкие ячейки-лезвия, укладываемые в единый блок, на базе химии LFP. Результат — высокая безопасность и беспрецедентная себестоимость при оптимальном диапазоне для езды по городу. Через год, когда мировой автопром остался без чипов, BYD продолжала собирать машины: еще в нулевых она создала крыло по производству полупроводников и закрыла критические позиции своим кремнием.
Еще одно направление развития — сырье: к середине 2020-х BYD закрепилась в партнерствах и выстроила вертикальную интеграцию по всей длине литиево-ионной цепочки.
Урок №3: Владеть ядром цепочки поставок — в случае BYD это батареи, силовая электроника, ПО, сырье. Да, это дорого сегодня, но завтра это ваша скорость, маржа, экспертиза и устойчивость.
«Скопируй — улучши — изобрети»
Чтобы создать автомобиль экстра-класса, нужно вначале создать посредственность. Про BYD в начале 2000-х говорили «копипаст». В BYD пожимали плечами и продолжали учиться у лучших. Их модель F3 была до боли похожа на Toyota Corolla. Машина была хуже, но и стоила вдвое дешевле, завоевывая массовый спрос на рынке, где позволить себе новую Toyota могли немногие. Каждая следующая итерация становилась самостоятельнее: собственные двигатели, собственный дизайн, собственные архитектуры.
Урок №4: Мы все у кого-то учимся вначале, но это лишь первый шаг. Второй — улучшить чужое. Третий — сделать свое. И потом повторить, превращая удачный прецедент в культуру. Дисциплина трех шагов превращает догоняющего в лидера. На каком-то этапе все перестанут смеяться: Toyota, Tesla, Citroen — лишь часть компаний, которые пользуются батарейными технологиями BYD.
Плацдармы: такси и автобусы
К 2008 году BYD ясно сознавала свой стратегический вектор. Лидер на мировом рынке литиевых батарей, владеющий собственным производством автомобилей. Но как продавать электромобили, когда зарядной сети в стране нет, а потребитель до смерти боится застрять где-нибудь без доступа к электрозаправке? Заботясь о репутации бренда, BYD выбрала электротакси и городские автобусы. Модель E6 стала рабочей лошадкой таксопарков Шэньчжэня — тысячи пассажиров впервые «почувствовали» электротягу. Скоро Шэньчжэнь стал не только столицей мировой электроники, но и первым городом, в котором и таксопарк, и автобусы работали на электроходу. Экономика сходилась: высокий пробег, централизованная ночная зарядка (экономия на электроэнергии), эффект масштаба. Технология взрослела в условиях активной эксплуатации на глазах у города и всего народа. Центральное правительство внимательно наблюдало и корректировало программы развития электромобилей.
Урок №5: Найти нишу с устойчивой экономикой и возможностью контролировать нарратив бренда — нужно отработать продукт там, где условия эксплуатации не оставляют сомнений в его эффективности.
Союзники и чемпионы: от Компартии до Баффетта
Большие цели требуют стратегических союзов. У BYD знаковых партнеров два. Во-первых, государство. Китай целенаправленно развивал новую энергетику через субсидии, квоты, преференции, льготы и прямые инвестиции. BYD синхронизировала свою стратегию с приоритетами Пекина и городов: автобусы, такси, массовый потребитель. Стоит отметить, что преференции распространялись не только на внутренних лидеров. Так, в 2021-м Tesla выручила несколько сотен миллионов долларов от продажи «зеленых кредитов» традиционным китайским автопроизводителям.
Во-вторых, миллиардер Уоррен Баффетт. Еще в 2008-м его компания Berkshire Hathaway купила около 10% BYD, поставив свой знак качества и дав средства на R&D. К этому стоит добавить альянсы по делу: совместные предприятия с Daimler (роскошные микроавтобусы Denza ), технологические связки с Toyota.
Урок №6: Искать союзников, усиливающих вас — капитал, поддержку, нарратив, доверие, инженерный стандарт, и при этом не опираться на них как на костыль. Вначале нужно показать, на что вы способны.
Династическая амбиция: имена как стратегия
BYD обернула технику в историю: Цин, Тан, Сун, Юань, Хань — все это названия великих китайских династий. А еще это линейки автомобилей BYD, превращенные в понятный всем китайцам нарратив о прогрессе. Цин (2013) — быстрый гибридный седан; Тан (2015) — мощный гибрид SUV; Хань (2020) — флагманский электроседан, прямая заявка на конкуренцию с Tesla. Это не фольклор, а позиционирование: каждая новая «династия» — это технологический скачок и символ зрелости, а для компании — переход от нарратива производителя продукции к нарративу бренда, идентичности и стиля жизни.
Урок №7: Дать продукту мифологию. Название, образ, история — это клей для команды и магнит для рынка.
BYD уже живет в будущем, где автомобиль — это цифровая платформа на колесах. Кто знает, возможно, следующим их продуктом станет электрический самолет. За последние годы компания довела до зрелости весь технологический стек: собственные батареи-лезвия на химии LFP, силовую электронику и полупроводники, «мозг» и операционную систему (DiLink — все интегрировано в одну инженерную систему). На этом фундаменте BYD обогнала Tesla по объемам производства, став брендом №1 на крупнейшем рынке мира и активно конкурируя на международных рынках. Параллельно компания закрепила технологическую высоту, подняв планку в премиуме: суббренд Yangwang (U8, U9) демонстрирует инженерный суверенитет — четырехмоторные шасси, экстремальная устойчивость, новый уровень надежности.
В отрасли, где «вес» и инерция еще вчера считались силой, сегодня выигрывают скорость, интеграция и решимость. Разобрать, понять, собрать лучше и повторять цикл быстрее, чем меняется рынок. BYD задала темп. Остальным придется выдерживать его или уступить дорогу.