Этнографические исследования — ключ к стратегии | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Этнографические исследования — ключ
к стратегии

Сегодня корпоративные этнографические исследования не только помогают разрабатывать и воплощать инновационные решения — без них невозможно хорошо понять клиентов и сам бизнес.

Автор: Андерсон Кен

Этнографические исследования — ключ к стратегии

читайте также

Значимость нетипичных данных

Роджер Мартин,  Шерер Стивен

Игра на чужом поле

Анна Натитник

Что делать, если вы чувствуете себя самозванцем

Сьюзан Пепперкорн

Национальный вопрос

Джеффри Джонс

Сегодня корпоративные этнографические исследования не только помогают разрабатывать и воплощать инновационные решения — без них невозможно хорошо понять клиентов и сам бизнес. У нас в Intel, да и в других компаниях эти исследования — источник ценной информации для тех, кто занимается стратегическим и долгосрочным планированием.

Этнография — наука, изучающая происхождение, расселение и культурно-исторические отношения различных этнических групп (племен, народностей, наций), их бытовую и духовную культуру, особенности психологии и поведения. В отличие от традиционных исследователей рынка, которые задают людям конкрет­ные вопросы, этнографы приходят к потребителям домой или на работу, наблюдают за ними, прислушиваются к их разговорам, беседуют с ними на отвлеченные темы. Наша цель — увидеть человеческую жизнь изнутри. Хотя такой метод может показаться малоэффективным, он дает нам информацию о среде обитания людей, о ситуациях, в которых они будут использовать новый продукт, и о роли этого продукта в их жизни.

Этнографические проекты Intel изначально были ориентированы на новые рынки. Раньше компания выпускала продукты только для офисов, но в 1995 году руководство подумало, что пора охватить и «домашних» пользователей. Этнографические исследования показали, что потенциал этого рынка чрезвычайно высок, и Intel создала подразделение, специализирующееся на процессорах и платформах для домашних систем.

Недавно этнографы Intel начали участвовать в решении стратегических вопросов. Как и многие другие высокотехнологические компании, Intel пытается прогнозировать развитие рынков. Сблизятся ли ТВ- и ПК-технологии? Будут ли 50—60-летние люди пользоваться компьютерами и телевизорами по старинке или осилят новые технологии? Станут ли смартфоны заменой компьютерам?

Чтобы получить ценную информацию, Intel может анализировать по­следние данные о продажах и опросы клиентов. Однако зачастую люди не способны объяснить, какие еще продукты и услуги им нужны — и для чего. Наблюдая их частную жизнь, исследователи выявляют неизвест­ные прежде тенденции, которые учитываются при составлении новых стратегий компании. Например, прог­нозируя будущее смартфонов, мы анализируем поведение подростков, которые пользуются телефонами с начальной школы, и людей старшего возраста, которые сначала научились работать на компьютерах, а потом уже освоили сотовые телефоны. Наша цель как ученых — изучить одно племя (клиентов) и передать полученные сведения другому племени (специалистам Intel). Мы отлично ориентируемся в обоих мирах и поэтому легко справляемся с этой задачей. Этнографические исследования оказались настолько полезными для Intel, что у нас сейчас работает более двадцати антропологов и этнографов — такого, пожалуй, нет ни в одной компании мира.

Сегодня большинство этнографов сотрудничает именно с высокотехнологическими компаниями. Однако я убежден, что вскоре подобные иссле­дования будут проводить многие фирмы из других отраслей, стремящиеся понять потребности клиентов и адаптироваться к стремительным изменениям на рынке.