Откуда берутся китайские цены | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Откуда берутся
китайские цены

Авторы: Хейли Уша , Хейли Джордж

Откуда берутся китайские цены

читайте также

Великобритания: в ожидании бури

Дэвид Скиллинг

Парадокс Истерлина: Почему экономический рост не приносит людям счастье

Селин Кесебир

Как планировать офисные дни, которые сотрудники не захотят пропускать

Эрика Кесвин

Как поймать сотрудников в корпоративные сети

Хью Кью,  Шипилов Андрей

Многие думают, что ценовое преимущество китайских производителей целиком зависит от дешевой рабочей силы. Но, как показывает наше исследование, низкие цены стремительно развивающейся сталелитейной промышленности Китая объясняются огромными правительственными дотациями, и ничем другим. Очень важно помнить об этом, если вы хотите конкурировать или сотрудничать с китайскими предприятиями.

В 2005 году Пекин постановил, что производство стали — основополагающая отрасль национальной экономики. В то время Китай уже был крупнейшим производителем стали в мире (27% от мирового объема), но при этом ежегодно импортировал­ около 29 млн тонн.

С 2005 года Китай неожиданно превратился из импортера стали в ее экспортера: уже в 2005-м по объему поставок стал пятым в мире, а в 2006-м вышел на первое место. Сегодня он производит и потребляет стали больше всех (почти 40% от мирового объема производства). Как ему это удалось, да еще так быстро? Почему китайская сталь в среднем на 19% дешевле американской или европейской? В ее себестоимости лишь 10% занимают расходы на оплату труда, и уровень цен не зависит от эффекта масштаба, отточенной логистики или эффективности технологических решений.

Проводя исследование, профинансированное Ассоциацией американских производителей, мы выяснили, что общий объем энергосубсидий для китайской сталелитейной промышленности с 2000-го по середину 2007 года превысил $27 млрд (см. график «Энергия, субсидии, сталь»). Около 95% этой суммы — дотации, с помощью которых власти удерживали низкие цены на уголь. Эта весьма осторожная оценка получена на основе данных китайских, американских и международных правительст­венных организаций, отраслевых ассоциаций, китайских компаний, сведений из других источников. Мы также выявили корреляцию между увеличением энергосубсидий и ростом производства китайской стали. Эта связь столь очевидна, что ее никак нельзя назвать случайной.

Наше исследование показало, что китайская сталелитейная промышленность получала госсубсидии через энергетический сектор: государство дотировало цены на энергоносители. Такие дотации — большое подспорье и для других производственных предприятий Китая. Но сталевары выигрывают больше всех, поскольку ­произ­во­д­­ство стали связано с огромными затратами угля.

Иностранным компаниям важно понять, насколько их партнеры или конкуренты зависят от дотаций и чем это может обернуться. Во-первых, субсидии всегда прочно связаны с политической конъюнк­турой. Например, в ноябре 2007-го США и Китай при содействии ВТО подписали соглашение, по которому экспортные дотации для иностранных компаний, работающих в Китае, были сокращены, а для ­китайских — нет. Это говорит о том, сколь непрочны преимущества, полученные за счет китайских субсидий.

Во-вторых, компании, переводящие свои подразделения в Китай или импортирующие китайские товары и сырье, ждут ценовые потрясения, если они не будут учитывать роль дотаций. Судя по нашим исследованиям, даже когда Пекин прекращает дотации, эстафету перенимают региональные и местные органы власти, которым нужно сохранить рабочие места, развивать местную экономику и поменьше зависеть от импорта. Мы бы рекомендовали поддерживать связь с китайскими промышленными и правительст­венными организациями: так вы вовремя узнаете о новых субсидиях и защититесь от болезненных колебаний цен, неизбежных при уменьшении дотаций и последующем удорожании энергоносителей.

Прежде чем отказываться от преж­них партнеров в пользу дешевых китайских поставщиков, иностранные компании должны осознать непрочность китайских цен.

Не торопитесь разрывать отношения со старыми поставщиками, пока китайские не докажут свою надежность на более или менее длинном отрезке времени.