Без практики нет стратегии | Большие Идеи

? Стратегия

Без практики
нет стратегии

Чтобы выжить, российским школам бизнеса придется быстро думать и молниеносно действовать

Автор: Марина Иванющенкова

Без практики нет стратегии

читайте также

Манифест суммарной позитивности: как бизнесу справиться с решением глобальных проблем

Пол Полман,  Эндрю Уинстон

Внимание: в осаде

Тони Шварц

Золотой фонд HBR: пять статей Манфреда Кетса де Вриса

Человек с большой буквы Ч

Марина Птушкина

Деканы российских школ бизнеса снова говорят о кризисе в деловом образовании. Примерно такие же разговоры велись и пять, и десять лет назад. Может быть, этим учебным заведениям вообще суждено умереть в ближайшее время? Тем более что в России недавно уже закрылось несколько школ бизнеса и программ MBA.

Редактор Financial Times Делла Брэдшоу называет бизнес-школы «великими выжившими». Она удивляется, что американские и европейские школы так мало изменились с момента своего появления, но все еще живы. И пока не собираются сворачивать свою работу. В то время как компаниям того же возраста пришлось серьезно трансформироваться, чтобы остаться на плаву.

Несмотря на традиционный консерватизм, учебные заведения находят путь к самым разным аудиториям: образование для большинства людей является ценностью. Но, чтобы зарабатывать деньги и быть интересными бизнесу, школы должны откликаться на его запросы.

Российские бизнес-школы всегда ориентировались на частных лиц, поступающих на МВА. Спрос на эти дорогие программы никогда не был огромным, но при наборе 20—30 слушателей затраты учебного заведения уже окупались, а дальше оно зарабатывало прибыль. Сейчас популярность МВА падает. Мало кто готов тратить полтора-два года на программу, которая не гарантирует зарплатного или карьерного роста. Если доходы выпускников лучших мировых бизнес-школ через три года после завершения учебы удваиваются, то в России такой корреляции нет. Работодатели не воспринимают дипломы российских МВА как знак качества. Главная причина — оторванность учебных программ от практики.

Вместо того чтобы концентрироваться на частных клиентах (что в наших условиях означает всеядность и снижение требований к поступающим), школы могли бы активнее сотрудничать с компаниями. Корпоративные программы, созданные по заказу крупных клиентов, — выгодная ниша, западные бизнес-школы зарабатывают на ней больше, чем на MBA и EMBA. В России не так — наши учебные заведения не умеют работать на B2B-рынке. «Они так долго не замечали потребностей бизнеса, что он отвернулся от школ», — констатирует один из HR-директоров. Теперь уже сами компании разрабатывают программы в своих учебных центрах и становятся серьезными конкурентами школ.

Еще одна угроза для традиционных школ бизнеса — дистанционное образование. Оно пока не стало реальной альтернативой фундаментальным программам, но если в онлайне появятся новые подходы к формированию курсов и способы удержания студентов, то бизнес-школам придется совсем туго.

Чтобы выжить, российским школам бизнеса придется быстро думать и молниеносно действовать, то есть делать то, чему они учат своих студентов. Подробнее — в этом номере HBR.