Коллаборативная экономика для крупных компаний — первые шаги | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Коллаборативная экономика для крупных компаний —
первые шаги

Почему и как надо учиться задействовать свои недозагруженные активы ?в обслуживании новых когорт потребителей.

Автор: Ботсман Рэчел

Коллаборативная экономика для крупных компаний — первые шаги

читайте также

Думайте о хорошем: почему важно закончить день без негативных мыслей

Джойс Боно,  Тереза Гломб

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

Как руководитель должен реагировать на неприятности

Кристина Брэдли,  Эмма Сеппала

Стриминговые войны

Ларри Даунс

Учимся у Marriott, GE и прочих гигантов рынка.

Два года назад Пегги Фань Роу, руководителю службы продаж и маркетинга сети отелей Marriott в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стало понятно, что залы для переговоров в отелях часто пустуют. В то же время она постоянно видела, как люди ищут тихие уголки в гостиничном холле или ресторане, чтобы уединиться со своим собеседником или ноутбуком. «Что за ерунда! Неужели мы не сможем без проволочек давать им пустующие помещения?» — подумала она. И вот в 2012 году Marriott воплотила в жизнь ее инициативу. Для этого сеть заключила партнерское соглашение с интернет-ресурсом LiquidSpace. Теперь любой желающий мог забронировать себе рабочее место в отеле на несколько часов или на целый день. Первыми в программу включились 40 отелей в Вашингтоне и Сан-Франциско. «Места бронировали не только наши гости, но и местные жители — юристы, фрилансеры, консультанты»,   вспоминает Фань Роу. Сегодня таких отелей в сети Marriott уже 432. А поскольку этой услугой активно пользуются не только постояльцы, но и посторонние, новация позволила привлечь новую клиентскую аудиторию. «...компания ломает стереотипы гостиничного бизнеса», — говорит руководитель программы Глен Харвелл.

Marriott — одна из многих известных мировых компаний, кто всерьез задумывается над преимуществами коллаборативной экономики — системы привлечения массовой клиентуры. Как правило, эта система считается уделом стартапов вроде Airbnb (аренда временно пустующих помещений — комнат, квартир, домов) или Uber (аренда автомобилей по требованию). Однако на деле подход широко используют и крупные компании, не ограничиваясь при этом лишь материальными вещами вроде машин или помещений. Коллаборативная экономика — это система, которая обеспечивает рост, активируя недозадействованные мощности с помощью новых бизнес-моделей или на новых рынках. Предлагаемые компаниями активы включают профессиональные навыки и умения, коммунальные услуги и даже время. По такой модели работают и клубы народного финансирования вроде Lending Club (стоимость которого оценивается в $3,8 млрд), и массовые открытые онлайновые курсы (MOOCs) наподобие Coursera, и совсем «неформатные» проекты вроде BorrowMyDoggy — возможность погулять или поиграть с чужим питомцем.

Последние 4 года я изучала работу более 500 стартапов разных стран, построенных на принципах коллаборативной экономики, что позволило мне выработать cхему, которой могут воспользоваться крупные компании, чтобы выявить возможные точки роста. Для начала я выявила пять факторов уязвимости на рынке: избыточность, недостаток доверия, ограниченность доступа, расточительность и чрезмерная сложность. У каждого фактора — свой способ преодоления. Это, соответственно, устранение посредников, открытость, расширение прав, ­рачительность и простота. ­На этих пяти векторах компании должны искать свои «точки уязвимости» и намечать путь к изменениям.

С чего начать?

Когда речь идет о крупной компании, самый простой способ выйти на коллаборативный рынок — напрямую инвестировать в соответствующий бизнес или его приобрести. К примеру, в 2013 году крупнейшее агентство аренды машин Avis купило компанию коллективного использования автомобилей Zipcar за $500 млн. Google инвестировала $125 млн в клуб взаимопомощи Lending Club, GE — $30 млн в Quirky (сбор инновационных идей методом краудсорсинга), GM — $3 млн в RelayRides (платформу совместного пользования автомобилем), а компания BMW i Ventures вложилась в ParkatmyHouse (парковочный сервис, позволяющий найти свободное место недалеко от дома) и ChargeatmyHouse (сервис зарядки электромобиля у ближайших домовладельцев).

Растет и число партнерских соглашений между раскрученными фирмами и стартапами. Так, TaskRabbit, интернет-платформа аутсорсинга повседневных услуг, сотрудничает с гигантами рынка: Pepsi, GE и аптечной сетью Walgreens: для доставки из Walgreens достаточно кликнуть на зеленый кружок на экране. Нужное лекарство принесет посыльный.

Важно, однако, не ограничиться простыми инвестициями и краткосрочными акциями, а кардинально пересмотреть собственную бизнес-модель. Некоторые известные игроки уже отважились на масштабные эксперименты. К примеру, DHL, заметив, что в некоторых странах она не всегда может доставлять отправления к месту назначения и людям приходится забирать посылки в пунктах выдачи, в 2013 году запустила мобильное приложение MyWays, с помощью которого можно найти желающего взять попутный груз. Впервые оно было опробовано в Швеции: стоимость доставки колебалась от 30 до 150 крон (от $4 до $20). Вот что говорит об этом CEO DHL в Швеции Питер Хесслин: «MyWays не только для тех, кому нужно что-то отправить или получить, но и для тех, кто непрочь на этом заработать».

Насколько велика угроза?

Для некоторых секторов угроза со стороны коллаборативной экономики весьма реальна. К примеру, в финансах мы видим все пять факторов уязвимости. У банков много посредников и огромная сеть отделений — налицо избыточность. Далеко не все в порядке и с доверием. Многим людям недоступны услуги банковского счета, венчурного финансирования или кредита. Часто клиентские активы не приносят никакой прибыли, и это одна из форм расточительности. А уже о сложности процедур можно и не говорить. Поэтому все большую популярность завоевывает краудфандинг, то есть происходит подрыв индустрии.

Так почему же до последнего времени крупные компании не обращали на это внимания? Одна из причин: поначалу многие идеи, связанные с совместным потреблением, кажутся странными или даже глупыми. Когда Airbnb в 2008 году вышла на рынок, ее предложение звучало как возможность переночевать на полу в гостиной у незнакомых людей. Я помню, как многие тогда недоумевали: «Да кто же на это пойдет?» Но буквально за пару месяцев ее позиции на рынке временного жилья заметно укрепились, а среди предложений появились комнаты, дачи, замки и даже частные острова. К 2013 году в базе Airbnb было уже 650 тыс. гостевых комнат в 192 странах — это больше, чем Hilton построила за свою 93-летнюю историю. В прошлом году Airbnb воспользовались 6 млн человек, а за все время ее существования — 15 млн.

Крупные компании должны отдавать себе отчет в том, что у энергичных новичков на этом рынке далекоидущие планы. В офисе Airbnb в Сан-Франциско висят два огромных стенда, где показан покадровый «сценарий» найма временного жилья, как с точки зрения гостя, так и хозяина. Для их создания Брайн Чески, один из основателей и СЕО компании, привлек профессионального художника-мультипликатора студии Pixar. Из представленных сюжетов ясно, что компания не собирается ограничиваться услугами размещения. Она ищет новые подходы к разным аспектам путешествий, от оплаты услуг до бронирования театральных билетов и трансфера из аэропорта. Так что это угроза не только традиционному гостиничному бизнесу, но и всей индустрии гостеприимства в целом.

Как новый подход к аренде автомобиля или офиса повлияет на то, как мы относимся к вещам, которыми владеем? Как скажется коллективная доставка продуктов на наших повседневных привычках? Станем ли мы ездить с попутчиками? А может, рынок труда превратится в рынок навыков и поручений? Коллаборативная экономика заставит по-новому взглянуть не только на бизнес, но и на саму жизнь.