Как партнеры формируют стратегию | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как партнеры
формируют стратегию

Партнерство

Авторы: Генрих Греве , Шипилов Андрей , Роули Тимоти

Как партнеры формируют стратегию

читайте также

Зачем и как делать бизнес прозрачным

Алексей Штейнгардт

Чем удачные цифровые трансформации отличаются от неудачных

Махадева Мэтт Мани,  Пол Лейнванд

Три цвета внимания

Гусинская Ирина

Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить устойчивость бизнеса

Елена Лазько

Ваша компания находится в самом сердце центробежной сети парт­неров, которые не взаимодейст­вуют друг с другом? Значит, вы можете создавать революционные инновации, однако в трудную минуту вам придет­ся рассчитывать только на себя. А может, ваша компания — часть сети взаимосвязанных союзников? В таком случае вы, скорее всего, не выйдете за пределы незначительных инноваций, но и не окажетесь в изоляции в случае кризиса.

Рассмотрим союзы, сформированные компаниями Samsung и Sony с поставщиками, каналами сбыта и партнерами по научным исследованиям и разработ­кам в 2008­—2011 годах. Samsung располагается в сердце центробежной сети — на этой выгодной позиции компания может собирать и ­комбинировать идеи разрозненных партнеров, например фирм DreamWorks и KT, которые ­делают интересные проекты с 3D-технологиями, но почти не сотруд­ничают друг с другом. Как и Apple, которая создала iPhone, сведя воедино наработки Motorola и других партнеров, Samsung заняла удобное место, чтобы, нацелившись в будущее, придумать революционный продукт — скажем, первое в мире мобильное устройство для просмотра 3D-фильмов без специальных очков. Но такое положение сопряжено с риском изоляции, ­которому подверглась, например, компания Boeing. Она не культивировала глубоко интегрированные партнерские связи, которые помогли бы ей справиться с производственными проблемами и избежать отсрочек с выпуском Boeing 787 Dreamliner.

Структура связей, объединяющих Sony с партнерами (скажем, с Sharp и Toshiba), которые работают друг с другом, напоминает паутину. Хотя вероятность прорывных инноваций в таких высокоинтегрированных сетях невысока, там есть другое преимущество: члены этих сетей могут обратиться друг к другу за помощью. После землетрясения, случившегося в 2011 году в Японии, ­заказчики и поставщики Renesas Electronics отрядили ей на помощь 2500 рабочих — отстраивать разрушенный завод.

Вот еще некоторые из наших выводов.

• В быстро меняющихся условиях очень важно находиться в сердце центробежной сети — это позволяет соби­рать и интегрировать новые идеи. У компаний в динамично развивающихся отраслях рентабельность активов выше, если они входят в структуры такого типа.

• Многопрофильные корпорации выигрывают от ключевого ­положения в центробежных сетях, поскольку сотрудники, специализирующиеся в разных сферах, видят больше возможностей в идеях, которые поступают от партнеров.

• Интегрированные сети особенно выгодны небольшим фирмам: скромный размер делает их уязвимыми для внешних потрясений.

• При любом типе связей компания должна обеспечивать приток информации о партнерах, чтобы руководитель, отвечающий за отношения с одним из них, знал, какие сведения сами парт­неры получают друг от друга.

Sony — крупная, многопрофильная организация, работающая в стремительно меняющейся отрасли, выиграла бы от центробежной структуры, подобной той, которую создала вокруг себя Samsung. Разная структура сетей — одна из причин, по которым Samsung в последние годы опережала Sony в создании инновационных продуктов.

Многие компании не могут выглянуть за границы собственных связей, чтобы узнать, взаимодействуют их парт­неры друг с другом или нет. Из-за этого они лишаются самого большого конкурентного преимущества, которое могут обеспечить их союзы.

Консерваторы в политике сторонятся дженериков и новинок

В преимущественно консервативно настроенных регионах США покупатели предпочитают дженерикам (немарочным товарам) товары известных марок, а также менее охотно, чем жители других регионов, приобретают новинки. Согласно исследованию, проведенному группой ученых под руководством Вишала Сингха из Университета Нью-Йорка, анализировавшей данные кассовых сканеров, повышение показателя консервативности покупателей приблизительно на 10% дает 4-процентное сокращение рыночной доли дженериков. Эти результаты еще раз подтверждают тезис о том, что люди консервативных политических взглядов в целом являются сторонниками всего традиционного, общепринятого и предпочитают сохранять статус-кво.