читайте также
Cотрудничество между конкурентами: что может быть противоестественнее? Однако порой это лучший способ снизить издержки, максимально использовать собственные сильные стороны, нарастить объем бизнеса или расширить зону влияния — и выйти на новый уровень. Глядя на то, как неожиданные партнерства изменяют мир социального предпринимательства, можно многому научиться.
Возьмем, к примеру, Фонд Эдны Макконнелл-Кларк (ФЭМК). Десять с лишним лет он помогает организациям, работающим с молодежью, которые доказали действенность своих программ. Сотрудничая с компаниями, которые он поддерживает (нетипичный случай: как правило, финансирующие организации относят к финансируемым как к субподрядчикам), Фонд помогает им находить необходимые стратегические и организационные ресурсы. В 2008 году, осознав, что ему катастрофически не хватает средств, ФЭМК совместно с другими благотворительными предприятиями запустил новаторскую программу.
Руководители фонда, опираясь на жесткие критерии, отобрали три самые перспективные некоммерческие организации: «Семья и няня» (помогает нуждающимся матерям воспитывать здоровых детей); «Гражданские школы» (поддерживает школьников из малообеспеченных семей) и «Молодежные деревни» (помогает неблагополучным подросткам и их семьям). На их поддержку требовалось $120 млн: $39 млн внес фонд, а оставшуюся сумму — при содействии ФЭМК — должны были изыскать сами грантополучатели. Деньги собрали менее чем за полгода силами 19 фондов — в частности Фонда Кресге, Фонда Самбергов и Фонда Билла и Мелинды Гейтс. В меморандуме о взаимопонимании прописали общие стратегические цели, критерии оценки деятельности и основные принципы работы. ФЭМК надеется, что $120 млн, выделенные частными фондами, помогут этим организациям получить еще $700 млн из госбюджета.
Работая с конкурентами, ФЭМК приносит пользу людям и подает пример другим. Изучив опыт ФЭМК, администрация Обамы учредила Фонд социальных инноваций с участием государственного и частного капиталов для поддержки инициатив, способствующих росту благосостояния общества, улучшению системы здравоохранения и развитию молодежных программ.
Социальным предпринимателям стоит усмирить тягу к соперничеству и подать руку конкурентам. Можно также призывать к совместной работе финансируемые организации и поддерживать программы, подразумевающие сотрудничество с конкурентами.
Основатель eBay Пьер Омидьяр и его жена Пэм создали благотворительную фирму «Omidyar Network» для помощи социальным предприятиям. Один из грантов она выделила кенийским разработчикам регистратора кризисных ситуаций «Ушахиди», бизнес-модель которого основана на сотрудничестве. Интернет-платформа «Ушахиди» аккумулирует информацию из тысяч электронных писем и текстовых сообщений и представляет ее в виде карт или диаграмм. Впервые использованный для анализа географического распределения очагов насилия в Кении после выборов, «Ушахиди» приобрел популярность во всем мире. В частности, им пользовались при планировании спасательных операций после землетрясения на Гаити, после взрыва буровой платформы ВР, во время атомного кризиса в Японии. Делясь данными с другими регистраторами и организациями, занимающимися ликвидацией чрезвычайных ситуаций, «Ушахиди» помогает выявить дезинформацию и за счет этого спасает жизни людей.
Сотрудничество — непростой процесс, именно поэтому социальные предприниматели пока еще так редко к нему прибегают. Но когда конкурирующие организации искренне разделяют общие цели и ясно излагают планы их достижения, сотрудничество оказывается по-настоящему плодотворным. Главное понять: один в поле не воин.