Инфографика: Неожиданные возможности для развития | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инфографика: Неожиданные возможности
для развития

Как работают специалисты по стратегическому планированию? Иногда, чтобы найти новые возможности для развития, они в буквальном смысле создают карты, анализируя так называемые семантические кластеры. Эти карты позволяют выявлять не только перегруженные конкуренцией отрасли, но и белые пятна — зоны для освоения. К примеру, связь между игровой индустрией и биофармацевтикой на первый взгляд кажется сомнительной, но увидеть — значит поверить.

Авторы: Данные , Open дизайн: графический (Quid); Гурли Шон визуализация:

Инфографика: Неожиданные возможности для развития

читайте также

Пенсионер поневоле

Ирина Пешкова

Пять антикризисных мер для бизнеса

Евгений Бутман

Мошенничество: легче предотвратить, чем выявить

Хабирова Римма,  Харланд Эдвин

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Прежде чем нанести на карту семантические кластеры, специальная программа Quid выделяет сотни ключевых фраз, относящихся к конкретным компаниям и организациям, или их N-граммы. Используя особые алгоритмы и прочие инструменты анализа, программа обрабатывает тексты миллионов корпоративных документов — от патентов до пресс-релизов и постов в Twitter. Затем она создает карту и соединяет на ней компании со схожими N-граммами. Соединительные линии — это своего рода гравитационные силы: чем их больше, тем сильнее взаимное притяжение компаний. Схожие фирмы объединяются в отраслевые кластеры. В результате получается многомерная отраслевая карта вроде приведенной ниже. На ней представлено 4000 компаний, работающих в сфере высоких технологий, — от стартапов, поддерживаемых венчурными фондами, до давно существующих открытых акционерных компаний, — о которых писали СМИ и у которых в прошлом году наблюдался рост капитала. Подобные карты демонстрируют неожиданную связь между разными отраслями и — что еще поразительнее! — отчетливые белые пятна, указывающие на возможность состыковать между собой компании с разных рынков, вывести существующие продукты в новые отрасли и создать продукты, о которых никто не мог и мечтать.

Специальная компьютерная программа находит и анализирует оцифрованные документы, которые та или иная компания выложила в интернет.

Документы распределяются по категориям и по степени важности.

Затем программа идентифицирует N-граммы компании, то есть ключевые фразы, встречающиеся в ее документах.

После этого N-граммы компании сравниваются с N-граммами других компаний.

Если совпадают по крайней мере 80% N-грамм, компании соединяются на карте линией.

Далее процесс повторяется для каждой компании, входящей в выборку; на основе такого анализа создается общая карта.

Игры + фармацевтика

Одно из самых загадочных белых пятен на этой карте располагается между секторами, на первый взгляд друг с другом не связанными: биофармацевтикой, игровой индустрией, социальными медиа и таргетингом рекламы. Организации вроде Selventa, Poximic, Vivo, Insilicos, Foldit и Nvidia воспользовались стратегическими возможностями этого пятна.

Анализ личных данных и персонализированная медицина

Компания Selventa разрабатывает лекарственные препараты узконаправленного действия, анализируя большие объемы данных о пациентах и с помощью статистики определяя, каким группам пациентов особенно подходит специализированная терапия. Для этого компания заимствует математические методы у организаций, специализирующихся на трекинге рекламы (например, Proximic).

Научные социальные сети

Компания Vivo освоила белое пятно между индустрией социальных игр и фармацевтикой: она создала интернет-ресурс, подобный Facebook*, который позволяет ученым общаться и делиться друг с другом данными и результатами исследований.

Игры и разработка лекарств

Один из продуктов Nvidia — графические процессоры, используемые для видеоигр. Поняв, что компании вроде Insilicos, занимающиеся исследованием биомаркеров и развитием средств диагностики, нуждаются в аналогичных графических процессорах, Nvidia вышла на рынок разработки лекарств.

Социальный подход к бизнес-проблемам

Foldit — это социальная онлайн-игра, цель которой — создать наилучший вариант строения белка. Тысячи ее участников способны помочь биофармацевтическим компаниям решить реальные задачи, связанные с определением пространственной структуры белка. И компании уже начали использовать эту игру для работы.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена