Экономика рикошета | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Экономика рикошета

Авторы: Махаджан Виджай , Уинд (Джерри) Йорам

Экономика рикошета

читайте также

Кризис лидерства

Елена Евграфова

Они не танцуют: почему не все компании в России быстрые и успешные

Рустам Бостанов

Инновации без скрипа: почему компаниям нужно бороться за доверие

Вадим Махов

Что стоит за новой стратегией Facebook

Нирадж Давар

Развитые страны захлестывают все новые и новые волны иммигрантов из стран развивающихся. Политики обеспокоены отрицательными последствиями этого процесса: перегруженностью системы социального обеспечения, нехваткой рабочих мест и межэтническими конфликтами. При этом они не замечают, что иммиграция способствует формированию и развитию огромного международного рынка, денежные потоки которого идут на родину переселенцев. Это явление, названное «экономикой рикошета», описали Виджай Махаджан и Камини Банга в книге «The 86% Solution».

Экономика рикошета растет вместе с экономикой развивающихся стран. Денежные переводы в эти государства по объему уступают только прямым иностранным инвестициям. Финансовые вливания осуществляют разбросанные по миру «граждане иммигрантского государства», численность которых равна населению Бельгии, Португалии и Греции вместе взятых. Но поскольку традиционные организации не работают с этим рынком (они привыкли делить рынки по географическому признаку), многие компании недооценивают его потенциал. Это значит, что они упускают очень большие возможности.

В 2005 году иммигранты, работающие в разных частях мира, отправили на родину более $230 млрд. Из них, по данным Всемирного банка, $167 млрд попали в развивающиеся страны (что превышает объем ВВП Сингапура). Эти данные не в полной мере отражают действительность, поскольку не учитывают неформальную экономическую деятельность. В действительности сумма переводов примерно в полтора раза больше. И это лишь прямые денежные переводы. Объем экономики рикошета заметно увеличивается за счет потока товаров, путешествий, телефонных звонков и других видов обмена. Кроме того, экспаты — основные инвесторы в венчурные фирмы и частные фонды у себя на родине, а знания и влияние одними деньгами не измерить.

Но некоторые компании все-таки разглядели перспективы этого рынка и разработали новый вид услуг. Теперь иммигранты, проживающие в развитых странах, могут купить любые продукты — от цемента (мексиканский концерн Cemex) до товаров повседневного спроса (центральноамериканский ритейлер La Curacao) и даже ипотечных кредитов (мексиканская компания Hipotecaria Nacional) — и с помощью местных компаний отправить их родственникам на родину. Переводы осуществляются через банки, кредитные общества и даже небанковские организации: Western Union, Wells Fargo, испанский банк BBVA, индийский ICICI Bank, Citigroup и Bank of America. Розничный гигант Wal-Mart предлагает своим американским клиентам перевести деньги в Мексику меньше чем за $10 и выдает получателям этих переводов подарочный сертификат на сумму 20 песо (около $2), которым можно расплатиться в любом магазине сети. А многие банки вообще сделали перевод денег бесплатным, в то время как раньше эта услуга была довольно дорогой. Кроме того, они стали выпускать кредитные карточки, привязанные к счету американского клиента, для его близких родственников, проживающих на родине.

Компании обслуживают иммигрантов и с помощью различных медианосителей: от веб-сайтов, связывающих экспатов в разных уголках мира (например, sulekha.com для индийцев), до телесериалов на испанском языке и болливудских фильмов. Хотя эти продукты изначально ориентированы на переселенцев, они привлекают более широкую аудиторию потребителей. Cisneros Group of Companies — частный венесуэльский конгломерат, занимающийся СМИ, развлечениями, техникой и потребительскими товарами, — инвестировал в несколько американских испаноязычных медиакомпаний, в том числе в Univision, и всего за семь месяцев разработал новую мобильную услугу Movida. Предоплаченные звонки в Мексику и другие страны Латинской Америки с территории США теперь стоят очень дешево. Взаимодействие между развитым и развивающимся рынками стало основой успешной деятельности многих компаний. Экономика рикошета предоставляет все больше возможностей для бизнеса. Пользуетесь ли вы ими? Сколько иммигрантов среди ваших клиентов и остались ли у них родственники на родине? Можете ли вы включиться в процесс пересылки товаров и денег в их страны? Подумайте, не нанять ли вам менеджера по этими вопросам.