На чем можно и на чем нельзя экономить в кризис | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
Стратегия

На чем можно и на чем нельзя экономить в кризис

Иоаннис Иоанну , Кэролайн Флэммер
На чем можно и на чем нельзя экономить в кризис
Фото: TIM ROBBERTS/GETTY IMAGES

Финансовый кризис и экономический спад 2007—2009 годов оказал разрушительное влияние на компании самых разных отраслей на всех рынках и во всех регионах планеты. Результатом стало падение финансового сектора, кардинальные изменения политических и регулирующих условий, а также существенное сокращение мировой экономики. Экономический спад такого масштаба оказывает фундаментальное влияние на фактически все аспекты делового климата, нарушает привычные отношения фирм с клиентами, сотрудниками, поставщиками и местными сообществами и создает существенный сдвиг в конкурентном ландшафте. В результате, чтобы выжить и сохранить (или же упрочить) свои конкурентные позиции в условиях кризиса и после его окончания, компаниям часто требуется фундаментально переосмыслить и перестроить свои стратегические инвестиции.

В сущности, главная проблема экономического кризиса для стратегического управления заключается в том, что усиливается влияние ограниченности ресурсов. В результате компаниям приходится сокращать объемы инвестиций и продавать некоторые имеющиеся активы, чтобы выжить в краткосрочной перспективе. Тем не менее действовать нужно взвешенно; вывод слишком большого количества инвестиций, равно как и неправильный выбор объектов, рискует поставить под угрозу долгосрочное благосостояние фирмы.

Несмотря на тяжелый опыт экономических кризисов, мы мало что знаем о том, как именно фирмы приспосабливают свою ресурсную базу в меняющемся ландшафте и новых экономических реалиях. Для того чтобы лучше понять этот феномен и его последствия для компаний, мы решили проанализировать, как компании корректировали свои стратегические инвестиции, а именно трудовые ресурсы, капитальные затраты (CAPEX), НИОКР и инвестиции, связанные с корпоративной социальной ответственностью (CSR). Если точнее, вопрос, который мы поставили перед собой, заключался в следующем: как компании изменяли свою ресурсную базу в условиях Великой рецессии 2007—2009 годов? Делали ли они упор на сбережение ресурсов или на инвестирование? В каком направлении и в какой мере они изменили свои стратегические инвестиции с целью выживания или повышения конкурентоспособности?

Должны ли фирмы в среднем сокращать, сохранять на прежнем уровне или же наращивать свои вложения, само по себе не очевидно, поскольку экономический спад — это не только вызовы, но и возможности. С одной стороны, кризис может существенно подорвать способность фирмы к инвестициям из-за нехватки денег. В результате для поддержания денежного потока компания может пойти на увольнение сотрудников и продажу физических активов, отложить или вовсе свернуть свои НИОКР-проекты и отказаться от CSR-программ. Иными словами, компания может выбраться из кризиса путем экономии.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Фруктовый ад
Анастасия Миткевич
Российские регионы: где делать бизнес
Фатхиев Дмитрий визуализация: Волчковой; Натальи руководством под ЦЭФИР/РЭШ исследователей группа Данные: