Как сделать решительный шаг, если вы сомневаетесь | Большие Идеи

? Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сделать решительный шаг, если
вы сомневаетесь

Что поможет справиться со страхом отказа

Авторы: Тэли Райх , Александр Гольдкланк Фулмер , Рави Дар

Как сделать решительный шаг, если вы сомневаетесь
Juan Moyano/Stocksy

читайте также

Стратегия: когда меньше значит лучше

Рон Ашкеназ

Что делать, если рабочий день в вашей компании не заканчивается уже полтора года

Арджун Нараян,  Раджат Дас,  Рохан Нараяна Мурти,  Скотт Дьюк Коминерс

Самое главное правило публичных выступлений

Андрей Скворцов

Как зарабатывать на «незначительных клиентах»

Джон Уосс,  Джонатан Бернс

Часто в жизни мы стоим перед развилкой, рискуя получить отказ. Например, мы хотим попросить о повышении, обсудить условия новой работы или даже позвать кого-то на свидание, но риск отказа кажется слишком большим, и для некоторых это означает, что лучше не пробовать вовсе. Так эти люди упускают карьерные возможности, не получают повышения и не встречают свою вторую половину. Последствия таких решений могут оказаться серьезными: упущенные возможности накапливаются и сильно осложняют жизнь.

К счастью, есть способ сделать риск отказа менее страшным. Это амбивалентность. Наше новое исследование показывает, что осмысление как плюсов, так и минусов ситуации (то есть создание амбивалентности) может действительно помочь людям охотнее идти на риск, не боясь отказа. Причина здесь простая: процесс осмысления плюсов и минусов ситуации делает риск неудачи более понятным и менее пугающим.

В нашем первом исследовании мы попросили людей представить работу своей мечты, а затем представить, что было бы, если бы они уже получили приглашение и рассматривали предлагаемый вместе с вакансией социальный пакет. Половине из них предложили придумать потенциальные плюсы увеличенного отпуска, другой половине предложили представить один плюс и два минуса увеличенных отпусков — иначе говоря, создать ту самую амбивалентность. В качестве плюсов люди предложили варианты «я смогу лучше отдохнуть» или «я смогу провести больше времени с семьей». Минусами стали тезисы «может накопиться много недоделанной работы» или «я могу пропустить важный проект в отпуске». Затем мы попросили участников исследования ответить, готовы ли они начать переговоры об этой работе. Результат крайне интересен: люди, которым удалось сформулировать один плюс и два минуса, охотнее вступали в переговоры, чем те, кто придумал только плюсы. 

В другом исследовании мы попросили сотрудников одной компании, работающих полный день, описать потенциальное повышение. Затем мы попросили одну группу сотрудников придумать преимущества повышения, другой группе было предложено придумать недостатки, а третьей — и то, и другое. Группа, которая получила задание описать и преимущества, и недостатки (то есть создать амбивалентность), оказалась впоследствии самой решительно настроенной на просьбу о повышении.

Почему же амбивалентность оказывает такой сильный эффект? Наше предположение состоит в том, что она работает в качестве щита от страха отказа и снижает желание ровно настолько, чтобы негативный исход не казался столь существенной угрозой, при этом сохраняя привлекательность перспективы как таковой. И это работает не только в профессиональном контексте, но и в контексте личной жизни. В рамках еще одного исследования мы попросили ряд не состоящих в отношениях людей рассказать о знаменитостях, которые их привлекают, и представить, что они встречают человека, который выглядит ровно так же. Та часть людей, которую затем попросили придумать одно преимущество и два недостатка перспективы встречаться с таким двойником, с большей вероятностью были готовы предложить свидание, чем группа, которую попросили сформулировать три плюса такой перспективы.

Из наших исследований можно уяснить простой урок: если мы боимся отказа, стоит найти как плюсы, так и минусы в том, что мы хотим. Возникающая двойственная ситуация придаст сил и поможет провести переговоры и высказаться.