Страсть к истории | Большие Идеи

? Принятие решений

Страсть
к истории

Человек — аномалия в животном мире: он воздействует на природу, обладает даром воображения, умеет думать о далеком будущем. Но большинству мало дела до этого. Поступки, которые определяют ход истории, совершает аномальное меньшинство. У Александра Македонского не было никакой рациональной причины, чтобы завоевывать мир. Но он сделал это — и прославился.

Автор: Николай Александров

Страсть к истории

читайте также

Crisis: to acquire or to survive?

Тенденции, которые встряхнут ваш бизнес

Ватье Люк,  Офек Эли

Что такое эмоциональный интеллект

Как не дать восходящей звезде погаснуть

Балаш Сатмари,  Брейден Кинг,  Дирк Дайхман,  Ян ван ден Энде

Рецензия на книги: Лев Гумилев. Стрела истории. Лекции по этнологии. Айрис-Пресс, 2007.

Якоб Аржуни. Идиоты: Пять сказок. Текст, 2007.

Мы живем в мире механизмов. Со­временный человек по большей части общается не с природой и с не живыми организмами, а с бездушными машинами. С одной стороны, это удобно, так как освобождает от эмоций. Доминируют навык, рассудок. Маши­на безропотно выполняет приказания. Нажать кнопку, переместить курсор — и задание выполнено. У машины нет характера. Человеку не нужно вникать в тонкости ее психологии.

Постоянное усовершенствование тех­ники разного рода порождает ве­ру в универсальность рационального начала. Человек привычно нажимает­ на кнопки и знает, что контролируемое им рукотворное чудо обречено на безропотное повиновение. Сейчас каждый может почувствовать себя повелителем. В этом — одно из отличий­ современности от архаики. В преж­­ние времена кучер, управлявший тройкой­ лошадей (вроде гоголевского Селивана), знал о психологии управле­ния больше, чем водитель автомобиля, хотя бы потому, что правил не тремя лошадиными силами, а живыми существами и вынужден был изучить их характер и повадки.

Справляться с людьми умеют не все, но каждый может стать начальником. Если не очень получается — можно подучиться. То, что раньше было даром и искусством, стало наукой менеджмента, в которой главенствуют стандартные подходы. Авторы пособий наперебой предлагают правила, регламентирующие методы руковод­ства. Появляются все новые рецепты по выработке качеств, позволяю­-

щих выстраивать отношения с подчиненными. В организациях создают­-

ся ­комитеты по этике, ведь на работе то и дело возникают нравственные дилеммы. Например, вы видите, как вашего коллегу унижает начальник — осмелитесь ли вы возмутиться во всеуслышание? Или: вышестоящее начальство принимает решение, с которым вы не согласны. Как вы будете излагать его своим подчиненным? Вот уже двадцать лет в Гарвардской школе бизнеса читается курс «Лидер и мораль». В список литературы по предмету включены самые разные произведения. Здесь и «Антиго­на» Софокла, и «Тайный сообщник» Джо­зефа Конрада, а рядом с ним — произведение нигерийского писате­ля, обладателя Международной Бу­керовской премии 2007 года Чинуа Ачебе, в свое время обвинявшего Джозефа Конрада в расизме. Для чтения выбран дебютный роман Ачебе «И пришло разрушение»: его главная тема — столкновение нигерийцев с белыми миссионерами. Еще одна рекомендованная книга — «Остаток дня» английского писателя, японца по происхождению Кадзуо Исигуро. К слову сказать, у этого романа есть всем известный римейк — акунинская «Коронация». Исигуро пишет вроде бы о банальном конфликте между служебным долгом и правом личности. Он разыгрывается в душе истинно английского дворецкого по имени Стивенс, фанатично преданного аристократическому семейству.

В бизнес-школе роман используют как повод обсудить: твердые устои — это хорошо или плохо? Есть в списке и классический трактат Никколо Макиавелли «Государь».

В нем знаменитый итальянец вообще освобождает политику­ от принципов морали и убеждает, что существуют два способа достижения­ целей: путь закона и путь насилия. Первый — человеческий, второй — диких животных, а властители должны­ уметь пользоваться как тем, так и другим. Среди прочих рекомендаций — подборка документов «Трумэн и бомба» (как принималось решение об использовании ядерной бомбы в Хиросиме).

Казалось бы, зачем отнимать время будущих бизнесменов на чтение двадцати книг? Но в основе курса — вполне прагматичная задача воспитания лидера: в ходе обсуждения показать, что вопрос о нравственности и власти относится к разряду вечных и что ответов на него — бесчисленное множество.

Иное дело тренинги по этике в организациях: на них определяют четкие критерии морального поведения, помогают разобраться в типовых ситуациях. Там свой список литературы — готовый набор кейсов, с вопросами и вариантами ответов. Угадавший правильный ответ знает, в чем его долг ­перед компанией и коллегами.

Но художественную и жизненную реальность нельзя анализировать как кейс — и, проходя курс литературы, будущие руководители начинают лучше это понимать. В списке нет ни одного «производственного романа», и это сделано сознательно. Погрузившись в проблемы античных царей или британской аристократии, человек мыслит гораздо шире, чем в контексте своего привычного дела.

Современные байки из офисной жизни, в которых вместо Иванушки-дурачка обычно действует дурак-начальник, показывают живучесть альтернативных ответов на вопрос, каким должен быть руководитель. Вот книга «Идиоты. Пять сказок» немецкого писателя Якоба Аржуни. К героям его сказок приходит фея и предлагает исполнить любое желание (правда, есть ограничения — нельзя просить бессмертия, здоровья, денег и любви). Первая сказка рассказывает о сотруднике рекламного агентства по имени Макс. Ему предстоит разговор с Ронни, давним приятелем, ставшим его начальником. Руководитель этот Ронни странный, поступки совершает глупейшие, и принадлежащее ему агентство стоит на грани краха. Максу приходится­ за него отдуваться: объясняться то с обиженными сотрудниками, то с возмущенными клиентами. Иными словами, спасти предприятие может лишь чудо. И вот фея исполняет желание Макса: он просит, чтобы Ронни осознал идиотизм своих начальственных поступков. И по законам волшебства… Ронни раскаивается, понимает, сколь многим обязан Максу, со слезами благодарит его. Окрыленный удачей, Макс отправляется в бар, где случайно встречает сотрудницу агентства Софи и рассказывает ей о своей победе. И тут на него выливается ушат холодной воды: оказывается, своей бесконфликт­но­с­-тью и толерантностью он осточертел всем гораздо сильнее, чем «идиот» Ронни. Софи припоминает ему все благоглупости, которые он провозглашал, и говорит: «А что ты еще умеешь, кроме как не давать конфликтам вырваться наружу?.. Ты просто уже затерроризировал все агентство своим проклятым трусливым желанием сохранить равновесие и взаимопонимание».

Благие намерения, доверительная атмосфера, командный дух, политкорректное поведение — иногда всего лишь удобный способ скрыть свое бессилие. От истинного лидера требуется иногда прямо противоположное.

В первую очередь энергия, витальность или, говоря словами Льва Гумилева, пассионарность.

Страстность (если буквально переводить этот термин) отличала и самого Гумилева, хотя лидером он не был. Скорее уж бунтарем. Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Лев Николаевич поэтом не стал, но поэтическую­ одержимость перенес в науку. Советский режим не дал ему возможности ни учиться в универси­тете, ни писать диссертацию в аспирантуре, ни печатать статьи. Молодость и зрелые годы Гумилев провел в заключении. И на войне. Не в тиши кабинета, не в библиотеке Гумилев продумывал свои исторические концепции, а на лагерной шконке, по пути из барака на лесоповал. Что ж удивляться, что многие коллеги впоследствии не хотели в нем видеть ученого. Слишком свободным он казался. Или слишком пассионарным.

«Толчком к размышлениям на эту тему послужило то, что я оказался в тюремной одиночке. Сидеть там, надо сказать, скучно. И, чтобы не сойти с ума, я напряженно думал об истории. Времени у меня было очень много.

Я понял, что у людей существует особое качество. Я назвал его пассионарностью — стремлением к иллюзорным целям. Она — как бы антиинстинкт… В 50-м году, когда я снова оказался в одиночке в Лефортове… я понял: то, что я нашел и описал для себя в истории, есть проявление флуктуаций энергии. Излишняя энергия переходит в деятельность».

Пассионарность — ключевое поня­-тие ­в учении Гумилева о происхож­де­нии и судьбах народов и наш ответ западной теории лидерства. Пас­сионарность — сила, способная сдвинуть с места миллионы. Часто индивидуальная пассионарность гас­нет­­ без поддержки, отторгается социумом — так считает Гумилев. Пас­сионарность аномальна. И вполне может выглядеть идиотизмом. Зато именно этот идиотизм, если он падает­ на подготовленную почву, если им проникаются массы, готовые петь песню безумству храбрых, сдвигает­ горы, поворачивает реки вспять и свер­гает царей. А подготовить поч­ву­­ может возросшая активность Солнца. Повышается уровень радиации, пролетает комета или падает­ метеорит, словом,­ что-то меняется в мире. И тогда­ даже самые идиотские речи какого-нибудь пассионария, призывающего отправиться за ним что-нибудь искать или кого-нибудь завоевывать, действуют на современников подобно звукам дудочки Крысолова. И соплеменники идут за пассионарным безумцем, хотя дудочка сулит им не счастье, а погибель. Но и сам пассионарий не в силах объяснить, какая нелегкая его несет от мирного очага, покоя и благополучия.

«Вот жил Александр Филиппович Македонский в городе Пелла, — пишет, а точнее говорит Лев Гумилев в своих лекциях по этнологии, — и был он по должности царем. Должность эта оплачивалась не очень богато, поскольку Македония была страна небольшая. Но все-таки дворец у него был. Конь у него был самый лучший в государстве. Две собаки у него были прекрасные — Гелла и Алла. По одной их выпускали на медведя — могучие собаки! Затем друзей у него было много, и хорошие друзья... Развлечений, вы сами понимаете, тоже было у царя в избытке... У него был такой собеседник, которого не имел никто в мире, — Аристотель. Его наняли, чтобы он был учителем царя... И чего же ради он попер — сначала на Грецию, потом на Персию, потом на Среднюю Азию, а потом на Индию?» Но еще удивительнее, что за Македонским пошли его соратники и друзья, не вполне понимая его планы. «Заняли Египет, казалось, хорошо, чего больше? Заложили Александрию — прекрасно. Дарий предлагает мир и уступает все земли к западу от Евфрата. Друг Александра Парменион говорит: “Если бы я был Александром, я бы на это согласился”. Александр отвечает: “Я бы на это ­согласился, если бы я был Парменионом. Вперед — на Восток!”» А римский аристократ Луций Кор­нелий Сулла оставил свою римскую виллу, рабов и рабынь, приятелей и приятельниц, тучные стада быков и свиней, пасущихся в шумных римских рощах, и отправился простым офицером на войну с нумидийским царем Югуртой, которую Рим вел «где-то далеко в Африке» под предводитель­ством народного трибуна Мария. Он совершал чудеса храбрости, воодушевлял римскую конницу, которая смела нумидийские войска и «привез этого несчастного Югурту в Рим».

Удивительнее всего, что Сулла сделал все это не ради собственной славы или выгоды, а из желания досадить Марию. Вот как описывает Суллу римский историк Саллюстий: «До победы в гражданской войне он был счастливейшим из всех, все-таки его удача никогда не была большей, чем его настойчивость, и многие спрашивали себя, более ли он храбр или более счастлив».

А Жанна д’Арк, опять-таки не корысти ради, но на погибель свою надела рыцарские доспехи, бросилась спасать Францию и венчать в Реймсе короля на царство. Почему ей подчинялись? Это ли не тайна истинного лидера? Пассионарии бывают не только среди вождей, но и среди ученых, писателей и поэтов. «Ньютон был явный пассионарий: он потратил жизнь на решение двух радикальных проб­лем — создание механики и толкование Апокалипсиса. Жены не завел, богатства не накопил… И когда король Англии Карл II сделал его пэром, он, как добросовестный человек, ходил в парламент и высиживал там все заседания. Но за это время он сказал только два слова: “Закройте форточку”. Все остальное его не интересовало».

Пассионарность заразительна, она ведет себя как электричество — индуцирует соседнее тело. Во время войны пассионарии гибнут в больших количествах, но их генетические качества передаются детям (даже если они никогда не видели своих отцов), так что общее количество пассионариев в этносе не уменьшается.

Пассионарность по Гумилеву вне разума и морали. Она противоречит здравому смыслу, инстинкту самосохранения, общепринятым нормам. Это своего рода чистая энергия, и вся проблема в том, как ее цивилизовать. Механистический взгляд на мир, «матричное» восприятие человека ее как будто исключают, не принимают во внимание. Действительно, какая пассионарность в царстве роботов! Правда, это отнюдь не означает, что она совсем исчезла. Тщеславие и алчность по Гумилеву — тоже модусы пассионарности. В этом смысле олигархи, российские капиталисты — флибустьеры­ девяностых годов, явные пассионарии.­ Лев Гумилев не рассматривал исторический период последних двухсот лет, объясняя это тем, что хочет избежать искаженных трактовок, связанных с «эффектом близости». Значит, доживи он до наших дней (а умер он в 1992 году), вряд ли он стал бы объяс­нять нынешние события. Каков сейчас градус пассионарности Рос­сии? Все ли хотят стабильности и твердой руки? Похоже, девяностые годы, когда в обществе кипели­ страсти,­ измотали и обескровили нацию, раз она не рождает новых лидеров. Но, го­­ворит Гумилев, «историческое вре­мя­ — это как бы звучание струны, которую щипнули, и она медленно затухает. Развитие этноса идет не вперед, и не назад, и не по кругу, а оставаясь на одном месте и постоянно вибрируя, как струна».