читайте также
Только и слышишь, как вокруг восхищаются упорством тех, кто, потерпев неудачу, сразу берется за новое дело. Но потенциальным инвесторам лучше быть осторожнее с такими людьми. Как показало наше исследование, они не учатся на своих ошибках и поражение не заставляет их более трезво взвешивать шансы на успех очередного проекта.
Сверхоптимистичные люди верят, что им в жизни непременно повезет. Исследования показали, что больше всего таких — среди предпринимателей. Уверенность в том, что «все сложится», помогает им раз за разом начинать бизнес с нуля. Но излишний оптимизм часто заставляет бросаться в рискованное дело очертя голову. Человек не думает о том, что план может не сработать, и потому не готовит запасные варианты. Когда же дела начинают идти не так — вместо того чтобы остановиться и оглядеться, продолжает вливать деньги в проект в тщетной попытке оттянуть неизбежный крах.
Получив суровый урок, некоторые предприниматели (но только не «серийные») становятся более реалистичными в своих ожиданиях. В нашем исследовании участвовали 576 британских предпринимателей из самых разных секторов экономики. Им предложили анкеты с вопросами об их успехах, неудачах и о том, как они их восприняли. Мы обнаружили, что респонденты, которые вели несколько проектов одновременно — мы называем их портфельными предпринимателями, — корректировали свои ожидания исходя из предшествующего опыта. Потерпев неудачу, в следующих предприятиях они были более осмотрительными, чем новички. И это делает их проекты и их самих более серьезными кандидатурами для инвесторов.
«Серийные» предприниматели вылеплены совсем из другого теста. Излишнего оптимизма у них не убавляется, а некоторые вообще не в состоянии трезво оценивать свои ошибки. «Начни только думать, что ты сделал не так, и тебе прямая дорога на кладбище», — поделился с нами своими соображениями один из респондентов. Парадоксально, но склонность к неоправданному оптимизму может объясняться тем, что неудача обернулась тяжелой душевной травмой.
Психологи знают, что сильный удар часто заставляет людей винить в происшедшем кого-то другого или обстоятельства. Такая, «склонность к переносу» не позволяет серийным предпринимателям учиться на собственном горьком опыте, в отличие от тех — кто делит свою энергию и эмоции между несколькими проектами.