Как мобилизовать силы в период эпидемии | Большие Идеи

? Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как мобилизовать силы в
период эпидемии

Что делать руководителям во времена неопределенности

Автор: Гордон Рудоу

Как мобилизовать силы в период эпидемии
CDC / Unsplash

читайте также

Глубокие связи: какими принципами менеджмента руководствуется новый глава Nike

Редакция «Больших идей»

Не то слово: как неумение писать разрушает вашу компанию

Берноф Джош

Пример Harley-Davidson: как искусственный интеллект увеличил число покупателей на 2930%

Брэд Пауэр

Без человека

Дондурей Даниил

Собранность, эмоциональная поддержка сотрудников и эффективное руководство сегодня необходимы всем: и международным корпорациям, и маленьким стартапам. Имеются ли поводы для тревоги? Безусловно. Достижение ранее установленных целей в бизнесе находится под вопросом, сотрудникам требуется время для решения семейных проблем, будущее экономики не выглядит многообещающим — что еще ждет нас завтра?

Нет сомнений, неопределенность губительна как для бизнеса, так и для мотивации сотрудников. Ситуация с коронавирусом привносит такую неопределенность и в бизнес, и в нашу личную жизнь. Однако едва ли получится решать проблемы, если поддаться панике. Кроме того, упаднические настроения не помогут ни бизнесу, ни экономике, ни нашему здоровью и благополучию.

В период неопределенности руководителям следует обратить пристальное внимание на то, как они ведут себя и реагируют на сложившиеся обстоятельства. Способствуют ли они распространению паники, или, наоборот, настраивают сотрудников и общественность на более продуктивный лад?

Динамика поведения людей весьма предсказуема. Находимся ли мы в офисе или работаем из дома, оставаясь на связи с помощью цифровых технологий, сложно не попасть под влияние непрерывного потока негативных новостей со всего мира.

Сегодня как никогда большинство лидеров осознают, насколько важно выйти вперед и показать своей команде, что они готовы принять на себя ответственность. С чего же начать? Три способа помогут руководителям перенаправить энергию людей от паники к созиданию.

Остерегайтесь негативных стереотипов

Что определяет наше поведение в кризисной ситуации? Результаты недавнего психологического исследования свидетельствуют о том, что искажения в нашем восприятии усиливаются, когда мы оказываемся под влиянием нескончаемого информационного потока, вызванного кризисной ситуацией. В настоящий момент насчитывается почти 200 форм искажений восприятия, которые влияют на наши когнитивные способности каждый день. При возрастающих угрозах, таких как пандемия COVID-19, три из них проявляются наиболее явно.

Так, наиболее заметна склонность нашего мозга к негативу, которая выражается в стремлении постоянно отслеживать и обдумывать мрачные новости и события. Наш мозг захлестывает нескончаемым потоком информации из множества источников, но мы не можем остановиться и стремимся узнавать все больше и больше новостей.

Еще один усилившийся эффект — это эвристика доступности, когда мы не можем перестать обдумывать тот сценарий или событие, которое только что наблюдали или о котором слышали. Сегодня серьезную тревогу у всего человечества вызывают последствия пандемии коронавируса для нашей профессиональной и личной жизни. Мы думаем о том, что будет дальше, и снова и снова возвращаемся к этой теме в наших мыслях.

Наконец, нами овладевает предвзятость подтверждения: мы стремимся узнавать все больше новостей и фактов, чтобы подтвердить свои негативные убеждения и прогнозы. Это провоцирует дальнейшее проявление двух предыдущих психологических эффектов.

Однако не только эти факторы оказывают влияние на нас. Наши эмоции играют огромную роль практически в любом решении, которое мы принимаем. В этом есть и преимущество: наш эмоциональный фильтр позволяет быстро принимать бесконечно много сложных решений, не совершая при этом изнурительного анализа преимуществ и недостатков. Но из-за обилия плохих новостей и когнитивных искажений наше стабильное эмоциональное состояние может быть подорвано, и нам легко сорваться в пике отрицательных реакций и деструктивного поведения.

То, как мы управляем собой, критически важно для того, чтобы наш бизнес и экономика выстояли в это непростое время. Это позволит осознать наши искажения восприятия и понять, как эмоции влияют на наши решения. В стрессовой ситуации сложно наблюдать за своей реакцией, однако практики осознанности и осознанного дыхания позволят увидеть перспективу, составить более ясную картину происходящего и найти в себе силы для противостояния новым вызовам.

Несмотря на то, что руководителям важно обладать полными сведениями о текущих событиях, постарайтесь ограничивать этот оглушительный поток информации и просматривайте новости только в конце дня, а не при каждой появившейся возможности. Также ограничьте время, которые вы проводите в социальных сетях, и заблокируйте или скройте уведомления от авторов и комментаторов, сеющих панику. Глубоко дышите, ищите позитивные новости и делитесь ими со своими друзьями и коллегами. Постарайтесь регулярно делать перерывы, чтобы восстановить эмоциональный баланс, делайте физические упражнения и выходите подышать свежим воздухом, если есть такая возможность и это безопасно. Если такой возможности нет, организуйте свое рабочее место так, чтобы пространства для работы и домашних дел и досуга были четко разграничены.

Проявите искреннюю заинтересованность и участие

Многие реакции сейчас обусловлены врожденным инстинктом нашего организма «бей или беги», а мозг в состоянии страха не может работать эффективно. Гормоны, в том числе норадреналин и кортизол, негативно влияют на наши способности к целенаправленной деятельности, фактически лишая нас возможностей вспоминать или запоминать базовую информацию.

Крайне важно заново заложить основы психологической безопасности. Это не ограничивается информированием о новых правилах пользования общественным транспортом и напоминаниями о том, как правильно мыть руки (да это, безусловно, важно, но этого недостаточно). Руководители, проявляющие участие, должны с вниманием относиться к страхам и тревогам своих сотрудников, эффективно устранять их по мере своих возможностей, выслушивать людей и оказывать им поддержку.

Происходящие в результате нейрохимические изменения — снижение уровня норадреналина и кортизола и рост выброса окситоцина — означают, что химические фабрики нашего мозга начинают работать на нас, а не против нас. Благодаря этому сотрудникам проще начать спокойно заниматься вопросами, требующими решения.

В любой коммуникации эмпатия должна быть обязательным элементом. Проявляйте человечность, открыто делитесь своим личным опытом и переживаниями. Признайте, что ситуация сложная, прецедентов она не имеет, и все находятся в одной лодке.

Такие решения, как виртуальная среда и инструменты для удаленного взаимодействия, помогут поддерживать непрерывность бизнеса на протяжении большей части 2020 года. Однако важно не допустить, чтобы на телефонных конференциях или видеосовещаниях доминировали люди, фокус внимания которых рассеян и которые по-прежнему пребывают в паническом состоянии. Прежде чем мы сможем эффективно взаимодействовать в виртуальном пространстве, необходимо установить друг с другом контакт: оставлять время для обсуждения неформальных вопросов, расширять свой круг поддержки через дружеские отношения. Чтобы быть продуктивным, важно чувствовать свою безопасность и защищенность.

Мы должны напоминать коллегам о целях компании и напоминать себе, что мы выйдем из этой ситуации более сильными и более эмоционально подготовленными.

Переходите на формат спринтов

Какие практические действия могут предпринять лидеры, чтобы улучшить продуктивность в период нестабильности? Один из методов, который можно использовать, берет свое начало из мира спринтов, хакатонов и совместной разработки.

Вместо того, чтобы проводить с командами многочисленные встречи онлайн для обсуждения последних новостей, координации задач или решения очередных вопросов, поставьте более широкие цели, на достижение которых потребуется несколько недель или месяцев. Вовлекая коллег в решение клиентских или общественных вопросов, требующих нестандартного подхода, мы можем направить наши страхи в творческое русло. Командная работа, ориентированная на результат, поможет сохранять продуктивность.

Работа в формате спринтов подразумевает, что крупные задачи логически разбиваются на более мелкие составляющие, которые затем распределяются между командами, каждая из которых ориентирована на решение одного конкретного вопроса. Определите, какую работу по анализу вовлеченных сторон и причинно-следственных связей требуется провести прямо сейчас, какой объем услуг необходимо переформатировать для дистанционного взаимодействия с клиентами. Для проработки этих задач попробуйте использовать небольшие команды и разрабатывать идеи в рамках коротких циклов, чтобы команды могли взаимодействовать друг с другом и не выпадать при этом из процесса работы над общей целью и потребностями клиентов, своевременно формируя решения.

Что дальше

Люди обладают способностью выживать в ситуациях повышенного стресса. Эпидемия коронавируса — событие, беспрецедентное по своему масштабу и последствиям, однако как лидеры мы можем оказывать положительное влияние на ситуацию вокруг. Обеспечение условий для продуктивности и креативности — это наши ежедневные обязанности, и пандемия нас от них не освобождает. Наоборот, кризисная ситуация требует, чтобы мы сами стали осознаннее и эффективнее и помогли своим коллегам достичь того же. Мы можем способствовать позитивному развитию ситуации, контролируя свое сознание, внимательно и с искренним участием заботясь о тех, кто нас окружает, и действуя так, чтобы в кризисной ситуации проявлялись лучшие, а не худшие стороны человеческой натуры.

Об авторе. Гордон Рудоу (Gordon Rudow) — партнер консалтинговой компании Oliver Wyman.