Как избежать плохих стратегических решений
Рон КаруччиО принятии решений написано много научных работ, но для многих руководителей и компаний оно остается источником головной боли. Возможно, дело в том, что в теории рекомендуется прежде всего тщательно анализировать свои предрассудки, страхи и инстинкты — но в компаниях решения редко принимает один человек. В разных отделах и филиалах одновременно решаются тысячи вопросов, от ключевых стратегических планов до второстепенных тактических дилемм: расстановка приоритетов, распределение ресурсов, наем и увольнение, борьба с кризисами и так далее.
В этом контексте редко пишут о системах управления, но именно системы часто определяют, как в компании принимаются решения. К сожалению, в большинстве компаний они не выстраиваются, а растут стихийно, как сорняки в неухоженном саду. Согласно опросу McKinsey, в котором приняли участие более 2,2 тыс. топ-менеджеров, 72% руководителей считают, что их компания принимает плохие стратегические решения так же часто, как хорошие — или даже чаще.
Как результат — многочисленные проблемы:
Бессистемные совещания. На продуктивных совещаниях ведутся прямые разговоры и принимаются умные решения, а бессистемные зачастую сводятся к долгому и не очень честному обмену бесполезными новостями. Они парализуют процесс принятия решений и могут сделать и без того проблемную систему управления еще хуже.
Неопределенность ответственности. Когда система управления не работает, бывает трудно разобраться, кто за что отвечает, и между отделениями или сотрудниками может начаться бессмысленная подковерная борьба.
Столкновение приоритетов. Если сотрудники жалуются, что задачи противоречат друг другу или постоянно меняются, это может значить, что у организации нет четких целей.
Контрпродуктивные рабочие группы и комитеты. Без должного руководящего контроля управленческие структуры компании будут продолжать работать еще долго после того, как перестанут приносить пользу, — занимаясь ненужными делами и выпуская ненужные отчеты.
Эти симптомы несложно заметить. Но если воспринимать их не как симптомы, а как отдельные проблемы, исправить ничего не получится. К счастью, компания любого размера — будь в ней 100 или 100 тыс. сотрудников — может выстроить более качественную систему управления и наладить процесс принятия решений. Вот несколько шагов, с которых можно начать.