Эффективность на расстоянии
Томас Чаморро-Премузик , Эрика ДхаванКоммуникации на расстоянии – это всегда непросто. Вот несколько примеров, которые, скорее всего, вам знакомы.
10 часов вечера, корпоративный юрист получает сообщение от коллеги и задается (уже в который раз) вопросом: а существует ли протокол, касающийся обсуждения рабочих моментов в столь поздний час?
После затянувшегося и продуктивного ужина с клиентом руководитель рекламного отдела открывает электронное письмо от своего босса, который напоминает ему о необходимости вовремя отчитаться о своих расходах. Раздраженный микроменеджментом, он немедленно отвечает, не выбирая выражений.
Во время еженедельной телеконференции сотрудник, работающий удаленно, никак не может понять: коллега действительно находится в режиме mute, так как слишком медлит с ответом, или просто не обращает внимания на разговор?
То, что нас можно выключить кнопкой отключения звука на телефоне, означает, что мы живем в трудные времена. Цифровые технологии произвели революцию в коммуникациях, подобную изобретению печатного станка. Они поменяли формат нашего общения – мы говорим сжато. Они влияют на то, что мы слышим: беспорядочная информация, которую мы получаем, зачастую приводит к недоразумениям и путанице.
Люди, которые работают в удаленных командах, постоянно сталкиваются с этими проблемами. По оценкам Института Гэллапа и Бюро статистики труда США, 22% американцев работают из дома, почти 50% из них – в удаленных или виртуальных командах. Рабочие процессы сдвигаются в иную плоскость, так что нам приходится подстраивать под них наше поведение и навыки.
Почему работа в удаленных командах требует новых коммуникационных навыков? Чего не хватает в наших сообщениях, электронных письмах, групповых звонках и других онлайн-коммуникациях? Языка тела. Даже когда мы находимся близко друг от друга, тон смс или формальность электронного письма могут толковаться по-разному – до такой степени, что даже наши самые близкие друзья могут что-то не так понять. Такие неправильные толкования создают беспокойство, которое может стоить очень дорого, поскольку оно влияет на боевой дух, вовлеченность, продуктивность.
Дистанционная коммуникация меняет обычный ритм разговора. Задержка между сообщениями часто приводит к тому, что эмоциональные реакции на наши комментарии откладываются или скрываются. Как часто после отправки электронного письма вы немедленно чувствовали неуверенность насчет того, как именно его воспримут? Сочтет ли ваш босс это письмо посягательством на свое личное время? Сообщит ли вам об этом, если это действительно так? Даже когда такое асинхронное общение входит в привычку, оно все равно может вступать в конфликт с типичными правилами социального взаимодействия. Не получив моментального ответа, мы можем отвлечься, или засомневаться в себе, или даже затаить недовольство на собственную команду. Чтобы производительность оставалась на высоте, дистанционные команды должны находить новые и лучшие способы общения.
Прежде всего, следует различать три вида расстояний в дистанционной командной работе: физическое (время и место), операционное (размер команды, пропускная способность и уровень квалификации сотрудников) и родственное, характеризующее степень близости членов команды (ценности, доверие и взаимозависимость). Последнее – самое важное: для менеджеров нет лучшего способа вести свою команду к успеху, чем через сближение сотрудников. Попробуйте переключить большинство удаленных разговоров на видеозвонки. Они намного лучше электронных писем и голосовых звонков помогают установить взаимопонимание и эмпатию между членами команды. Также разработайте виртуальные ритуалы тимбилдинга, которые дадут членам команды возможность регулярно взаимодействовать и на деле применять свои навыки сотрудничества.
Если общение внутри дистанционной команды хорошо налажено, она умело использует свои сильные стороны и может даже получить преимущество перед командой сотрудников, работающих в одном офисе. Вот несколько успешных приемов.