С ростом стартапа должен меняться и стиль руководства | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

С ростом стартапа должен меняться и
стиль руководства

Как управлять стартапом, если он вырос

Автор: Джеффри Халл

С ростом стартапа должен меняться и стиль руководства
hbr.org

читайте также

«Я пишу для самого вдумчивого и глубокого читателя. Таких немало»

Анна Натитник

Дизайн как двигатель прогресса

Верганти Роберто

«В мире появятся отдельные регионы, где люди просто больше не смогут жить»

Эбен Харрелл

Семь вопросов для вашего нового начальника

Томас Чаморро-Премузик

Старого пса нельзя научить новому (если верить пословице), но бывает, что и у молодого ничего не получается — к такому выводу я пришел, сидя на собрании руководства одного быстрорастущего стартапа, которому едва исполнилось два года. Я вздрогнул, услышав слова тридцатидвухлетнего гендиректора Даниэля: «Давайте, ребята, сосредоточимся на осуществлении наших планов. Чтобы расти в том темпе, который мы наметили, нужно внедрять идеи быстрее и активнее делегировать полномочия. Давите на свои команды крепче: пусть каждый берет на себя ответственность и действует! Для этого мы и пригласили Джеффа: он коуч и научит нас мотивировать людей». «Ого!» — подумал я. Вообще-то я вовсе не так собирался подойти к этому делу.

Поймите меня правильно: Даниэль хотел как лучше. Многие руководители стартапов быстро усваивают такой стиль «предпринимателя-визионера». Они видят далекую и прекрасную цель, намечают амбициозные вехи на пути к ней и предлагают единомышленникам с головой погрузиться в работу (недавние выпускники университетов, привыкшие к бессонным ночам, теперь привыкают трудиться все выходные напролет). На первом этапе жизни молодой компании это как раз очень даже годится. Молодые сотрудники вдохновляются общением с основателями стартапа, работают бок о бок с ними, встречаются на собраниях и ощущают чувство принадлежности к «закрытому клубу».

Но когда стартап разрастается, поддерживать энтузиазм на былом уровне не так-то просто: прямая связь между основателем и всеми членами коллектива становится уже не столь осязаемой, а то и вовсе невозможной, если открываются филиалы в других регионах. В результате молодая компания, из которой в первые два года никто и не помышлял уходить, уже на третий год своего существования вдруг теряет около 40% сотрудников.

Чтобы сохранить вовлеченность персонала на том же уровне, что и во время запуска проекта, руководителям вроде Даниэля нужно осознать простой факт: прежние методы руководства на новом этапе развития компании уже не работают. Для формирования мотивированной и преданной делу команды важнее всего внутренние стимулы: автономия («самоуправление»), компетентность (ощущение, что твои навыки и способности продолжают совершенствоваться) и «причастность» (ощущение того, что ты связан с коллегами, включен в общее дело, принадлежишь к этой группе людей).

Для того чтобы масштабирование проекта прошло успешно, Даниэлю требуется поддержка всех членов коллектива, а чтобы ее заполучить, нужно сосредоточиться на перечисленных выше аспектах и перестроиться с философии стартапа на философию перманентного роста, то есть уравновесить «подталкивающий» стиль руководства (приказывать, направлять, распределять полномочия) «притягивающим» (делегировать, сотрудничать, быть коучем): этот стиль обеспечивает большую преданность и креативность сотрудников любого возраста — и при любых размерах компании.

Вот четыре правила для руководителей и организаций при переходе от модели стартапа к модели перманентного роста.

Слушайте. Прежде всего, вы должны из командира стать коучем, то есть больше слушать и меньше распоряжаться. Задавайте вопросы, требующие развернутого ответа, слушайте внимательно (не отвлекаясь на гаджеты), смотрите собеседнику прямо в глаза и не забывайте о языке тела. Не бойтесь молчания (иногда сотруднику нужно собраться с мыслями). Многих руководителей такие советы пугают, они жалуются на недостаток времени. Помните: важно не количество времени, которое вы сможете уделить для такого общения, важно его качество.

Согласуйте цели сотрудника и всей компании. От директивной установки целей перейдите к политике взаимного интереса: пусть рост вашего стартапа обеспечит и личностный рост ваших сотрудников. Когда люди видят, что бизнес-цели непосредственно соотнесены с их профессиональным развитием, они готовы горы свернуть. Попросите сотрудников сформулировать свои цели и вместе ищите способы включить их в бизнес-планы. Например, директор по маркетингу в компании Даниэля хотела приобрести большее влияние и взяла на себя руководство временной торговой площадкой — это потребовало взаимодействия с отделами финансов, продаж и производства. Благодаря этому шагу директор по маркетингу оказалась на виду у всех членов коллектива и приобрела новый опыт и полезные навыки. Она была счастлива, потому что выросла как профессионал, да и стартапу этот проект пошел на пользу.

Обеспечивайте двустороннюю обратную связь. Отводите в еженедельных встречах один на один с ближайшими подчиненными время для двусторонней обратной связи («Как идут дела у вас и как идут дела у меня?»). Такой подход должен стать частью корпоративной культуры компании, а не случаться время от времени, застигая собеседника врасплох, или слишком редко — например, раз в год при подведении итогов.

Налаживайте коммуникации между сотрудниками. Даже маленьким компаниям пригодится опыт, который широко используют средние и крупные предприятия — например, создание группы межфункциональной поддержки. Такие внутрикорпоративные сообщества объединяют сотрудников разных отделов, которые делятся опытом, приобретенным при осуществлении прежних проектов. Эти группы проводят мозговые штурмы в поисках новаций или усовершенствований и ломают жесткую иерархию. При такой корпоративной культуре различные отделы не сваливают вину друг на друга. Исследования показали, что наличие этих сообществ в корпорациях (American Express, Accenture, Merck) снижает текучку кадров, повышая при этом вовлеченность персонала. Стартапу стоит вести себя в этом случае так, как будто он крупная компания: это поможет ему быстрее стать действительно крупным.

Даниэлю было нелегко научиться слушать, выделять время для мозговых штурмов с сотрудниками на два-три ранга ниже его в устоявшейся иерархии компании. Но теперь он сделался ревностным сторонником ежемесячного «слушательного тура», как он это называет, и регулярно встречается за завтраками с людьми из разных отделов. Сотрудники ценят такую возможность пообщаться с основателем, и Даниэль говорил мне, что в результате возникают свежие идеи, которые иначе вообще не появились бы.

Даниэль вместе с другими сооснователями стартапа организовали волонтерскую группу из представителей разных отделов, назвав ее КЦК («Качество, ценности, культура»). Ее члены регулярно встречаются и совместно ищут способы воплотить те или иные решения на практике. И точно так же, как Даниэль ощутил выгоду от внимательного вслушивания, его сотрудники почувствовали приток новых идей и энтузиазма от взаимодействия в группе, где все люди общаются на равных. Глава HR-отдела разрабатывает теперь простую онлайн-анкету для руководителей, помогающую поддерживать двустороннюю связь со своими подчиненными. Она видит, что обратная связь стала уже частью корпоративной культуры компании, и теперь планирует семинары по наиболее эффективным методам ее использования.

Такие инициативы, уравновешивающие директивный стиль основателя и налаживание коммуникативных связей с людьми, могут в значительной степени удовлетворить потребность сотрудников в мотивации и личностном росте. Бизнес-лидеры, которые, как Даниэль, стремятся превратить свои стартапы в крупную компанию, должны постичь секреты сбалансированного лидерства. Этот подход привлекает лучших из лучших, а не выталкивает — неожиданно для самого руководителя — за дверь в поисках более дружественной атмосферы.