6 правил ведения бизнеса в условиях перманентного кризиса | Большие Идеи

? Операционное управление

6 правил ведения бизнеса в условиях
перманентного кризиса

Кризис ли то, что происходит вокруг?

Автор: Вячеслав Солопов

6 правил ведения бизнеса в условиях перманентного кризиса

читайте также

Ориентир на периферию

Маркус Коллинз

Не летайте по полям

Кастури Ранган ,  Хирш Иван

Руководители с дипломом МВА — сущие эгоисты

Как не довести себя до ручки

Иван Кириллов

Мы часто слышим слово «кризис». Но кризис ли то, что происходит вокруг?

Во-первых, кризис — это отрезок времени, который имеет свое начало и конец.

Во-вторых, это аномальный период, после которого все возвращается в норму. Самая правильная тактика в подобных условиях — пересидеть трудные времена и подготовиться к росту. Сейчас уже окончательно ясно, что речь идет не о кризисе, а о новой норме, новом укладе нашей жизни. Рост, конечно, будет — рыночные циклы никто не отменял, но медленный, пологий и связанный с совершенно иными секторами и факторами, нежели раньше.

Поэтому перестраиваться необходимо и небольшим, и крупным компаниям. Первым важно найти новых покупателей, предложить лучшие условия старым. Большие организации должны быстро реагировать и принимать решения — отслеживать в режиме реального времени то, что происходит в их крупных активах, отказываться от того, что становится невыгодным.

И тем, и другим необходимо начать бизнес с чистого листа. Один предприниматель из Европы стал миллионером во время Великой депрессии в США. На вопрос: «Как вы стали миллионером в такое тяжелое время?», он отвечал: «Понимаете, я — француз, плохо знаю английский и не читал американских газет. Я приехал в Америку, потому что здесь есть рынок для моих вин. Я ничего не знал про кризис — просто искал клиентов, продавал им вино и делал так, чтобы мой бизнес был эффективным».

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

1. Подвергните ревизии свою бизнес-модель. Когда предприятие идет по накатанной, возникает инерция вИдения своего дела: то, что было вчера, автоматически проецируется на сегодня и завтра.

Любой компании нужна бизнес-модель, способная быстро меняться вместе с рынками и даже опережать их. Транснациональные корпорации — например, Toyota, один из столпов бережливого производства, — давно и успешно живут в условиях постоянной изменчивости и ежедневного самосовершенствования. Это — путь успеха для любой организации.

Модель должна быть направлена на поиск, выявление и развитие только эффективных продуктов — таких, за которые клиенты готовы заплатить больше, чем вы потратите на их создание.

2. Избавьтесь от лишнего. Вычлените то, на чем предприятие может зарабатывать, и откажитесь от направлений, где бизнес уже явно не работает.

В сегодняшней ситуации приходится сокращать затраты, но необходимо это делать с умом. Нередка ситуация, когда компания обладает большим набором компетенций по тому или иному продукту, но продает его клиентам, которым столь высокая квалификация просто не нужна. В таком случае надо не сокращать затраты на продукт, а искать для него более благодарную целевую аудиторию.

Сокращать же затраты нужно в первую очередь в обслуживающих процессах. Этих лишних звеньев и должно коснуться сокращение издержек.

3. Проанализируйте бизнес-процессы. Необязательно строить модели сразу всех процессов: начните с ключевых, так называемых корневых процессов.

Одна из наиболее эффективных методик построения моделей — ABC-costing, метод функционально-стоимостного анализа. Суть ее в том, что вы раскладываете бизнес на цепочки формирования продукта или цепочки создания ценности, и в этих цепочках определяется стоимость каждого процесса. Это практически сразу позволяет получить ответ на вопрос, какие конкретно процессы являются источниками затрат, а какие — прибыли.

4. Определите ключевые направления изменений. В трудных внешних условиях невозможно перестраивать весь бизнес сразу — это слишком большие риски для предприятия.

Читайте материал по теме: Иерархия и Сеть: две структуры, одна организация

Поэтому необходимо сосредоточиться на отдельных процессах, а по итогам работы с ними решать вопросы с неэффективностью и поддерживать точки возможного роста.

5. Разработайте программу преобразований.

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  1. Какие ресурсы, в том числе финансовые, имеются для перестройки?
  2. Как технологически будут осуществляться изменения?
  3. Сколько времени это займет?
  4. Какой результат мы хотим получить в итоге?

После того как вы дадите ясные ответы на все вопросы, можно начинать действовать.

6. Используйте цифровые технологии.

Для перестраиваемого бизнеса автоматизация приобретает особое значение. Когда нет времени на переобучение сотрудников, на постоянный «живой» контроль отдельных участков, может быть эффективна точечная автоматизация.

Удачи вам в вашем деле!