7 шагов, которые нужно предпринять, чтобы завоевать миллион клиентов | Большие Идеи

? Операционное управление

7 шагов, которые нужно предпринять, чтобы завоевать
миллион клиентов

Цель любой компании должна быть не в том, чтобы заработать на каждом клиенте по максимуму, а в том, чтобы заручиться его лояльностью и поддержкой.

Автор: Андрей Юдников

7 шагов, которые нужно предпринять, чтобы завоевать миллион клиентов

читайте также

Не время для жестких стратегий

Майкл Мэнкинс,  Марк Готтфредсон

«Московскую публику надо каждый раз завоевывать»

Анна Натитник

Как повлиять на принятие решений: девять работающих стратегий

Дэниел Доктори ,  Роберт Бордон

Стив Джобс: «Ищите и не останавливайтесь»

Стив Джобс

Миллион клиентов — красивая цифра, и мы гордимся ею. Но чтобы завоевать наш первый миллион клиентов, половина из которых проживает в Европе, США, Японии, Новой Зеландии и даже Танзании, нам пришлось отказаться от собственных стереотипов и действовать не по шаблону. Ведь денег на продвижение продукта у нас было очень и очень мало. Вот семь шагов, которые мы предприняли, чтобы заручиться лояльностью клиентов со всего мира.

Шаг №1. Сломать стереотипы

Когда мы только выходили со своим сервисом видеонаблюдения через интернет на рынок в 2010 году все компании, работающие в этой сфере, были уверены — эта услуга нужна только профессионалам охранного бизнеса. Но уже через три года после запуска проекта наш сервис работал на всех континентах и им пользовались самые обычные люди. Сейчас у нас более 1 млн 500 тысяч клиентов.

Дело в том, что мы изначально понимали — для того, чтобы сервис стал массовым, он должен быть простым и максимально удобным. Все сложности и дороговизна видеонаблюдения должны были остаться в прошлом. Устанавливаешь камеру, скачиваешь приложение и можешь наблюдать за происходящим у себя дома или в офисе с компьютера, планшета или прямо с мобильного телефона.

Шаг №2 Отказаться от иллюзий

Но, тем не менее, создав продукт, который казался нам удобным и доступным, мы попали в ловушку собственных иллюзий. Нам казалось, что такой хороший сервис сразу завоюет сердца потребителей. Мы продали собственные квартиры в Калининграде и Подмосковье и вложили в проект 4,5 млн рублей. Согласно написанному нами бизнес-плану на окупаемость мы должны были выйти через 8 месяцев после старта и начать возвращать вложенные средства. Теперь я понимаю, что изначально мы недооценили и конкурентную среду, и инертность рынка, и то, что люди уже привыкли к старым решениям. Многие вообще неохотно пробуют что-то новое. В результате на самоокупаемость из-за своих же собственных просчетов нам удалось выйти лишь через два года. И все это время я ходил к инвесторам и заявлял, что тех денег нам просто не хватило, мол, дайте еще! Даже странно, что в итоге они соглашались, наверное, оценили наше упрямство.

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

Шаг №3. Из Рязани на связи со всем миром

Думаю, что именно упрямство и помогло нам решить одну очень важную задачу. Изначально мы планировали, что наш облачный сервис должен быть доступен в любой точке мира. Для этого все интерфейсы приложений, тексты сайта и инструкции должны быть написаны на английском, а наши дата-центры — работать на всех континентах.

Но тогда перед нами встал вопрос об англоязычном центре технической поддержки. Каким бы простым ни был продукт, все равно у пользователей могут возникнуть вопросы, на которые нужно отвечать. Мы всерьез думали о колл-центре в Индии, пока вдруг во время одной из поездок в США нам не рассказали о том, что некоторые европейские и американские компании пользуются услугами англоязычных колл-центров в России. Я был крайне удивлен, так как всегда считал, что иностранные языки в нашей стране знают плохо. Как выяснилось, техническую поддержку на английском оказывают компании в Хабаровске и Нижнем Новгороде. И нам с партнером Владимиром Еремеевым пришлось ломать свои стереотипы.

Англоговорящий персонал мы нашли в Рязани. Сотрудниками центра технической поддержки стали выпускники местного университета, лингвисты по образованию. Колл-центр компании существует уже полтора года. Нам не пришлось обучать работе с системой персонал на другом конце света — иметь собственную техподдержку намного удобнее.

Шаг № 4. Экономия на кадрах

Колл-центр в Рязани, а не, скажем, в Москве — это, конечно, экономия. Но стратегия минимизации издержек на заработную плату применима далеко не всегда. Будучи стартапом, мы часто брали в команду людей без опыта работы и на низкий оклад. Мы полагали, что сами вырастим себе квалифицированные кадры, включая и топ-менеджеров, которые смогут заменить на руководящих должностях со временем и нас самих. Но такая стратегия плохо работает в период бурного роста компании. Наша команда честно училась на собственных ошибках, но нередко ошибки приводили к упущенной прибыли. Сейчас я уже знаю, что иным управленцам стоит платить даже больше, чем себе, и это оправданно.

Также мы узнали, что на ком точно не стоит экономить, — так это на квалифицированных юристах и финансистах. Первое время опять же из-за экономии, у нас даже собственного бухгалтера не было, не говоря уж о финансовом директоре. В итоге состояние нашей отчетности было таково, что инвестиционные фонды, с которыми мы выходили на контакт, долгое время смотрели на нас с нескрываемым недоверием. В результате инвестиции в размере $4 млн от фонда Impulse VC мы привлекли только в 2015 году.

Шаг №5. Обслуживать пользователей абсолютно бесплатно

Часть наших клиентов пользуются сервисом бесплатно. Нас часто спрашивают: «У вас есть бесплатный тариф, значит, не все, кто зарегистрированы у вас, — это “хорошие клиенты”?». Но мы считаем, что все клиенты одинаково важны. Кто-то пользуется нашим облачным сервисом бесплатно, а кто-то использует расширенный функционал и платит за эту услугу. Но и тот, кто нам не платит, так или иначе, продвигает наш бренд. Как известно, сарафанное радио — лучшая в мире реклама, и недорогая. Благодаря высокой оценке пользователями нашего приложения в App Store и Google Play нам удалось привлечь порядка 60% наших клиентов.

Читайте материал по теме: Кому нельзя доверять управление компанией?

Шаг №6. Дать заработать партнеру

Порядка 10—20% клиентов к нам приводят партнеры. Это производители камер, которые работают с нашим облачным сервисом, операторы связи и другие компании. В 2014 году мы стали поставщиком платформы для камер всемирно известного производителя.

Мы даем этой фирме возможность заработать на нашем техническом решении, а уже она берет на себя работу с клиентом, обеспечивая ему всю необходимую техническую поддержку. Наш партнер уже предложил пользователям со всего мира приложения на разных языках, которыми легко пользуются те, кто английскому языку предпочитает родной.

Шаг №7. Рассказать о себе

Конечно, не стоит пренебрегать и традиционным маркетингом. На протяжении последних 5 лет мы буквально не вылезали из самолета, и я уже не вспомню, сколько раз мы облетели земной шар. Мы участвовали в технологических выставках по всему миру: в Гонконге, Париже, Берлине, Москве, Лас-Вегасе, Пекине... Именно благодаря выставкам мы нашли партнеров и клиентов в Китае, Европе и Америке (ну, и в России, конечно же, тоже).

Главное, что мы поняли за эти годы: цель любой компании должна быть не в том, чтобы заработать на каждом клиенте по максимуму, а в том, чтобы заручиться его лояльностью и поддержкой, создать для него простой и полезный продукт, сделать его жизнь комфортнее. Я полностью согласен с мнением профессора Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс Кантер о том, что компания — нечто большее, чем просто машина для зарабатывания денег. Она обязана вносить ощутимый вклад в решение важных для общества задач и обеспечивать достойный уровень жизни тем, кто на нее работает. Ее нельзя оценивать лишь по таким критериям, таким как краткосрочная прибыль или зарплата сотрудников.

И когда сотни тысяч людей по всему миру будут называть именно ваш сервис или продукт первым в определенной нише, вы станете лидером рынка. Главное — постоянно совершенствоваться, чтобы ни на минуту не разочаровать в своих услугах ни нынешних, ни будущих клиентов.