Зарубежная командировка: 5 советов по ее правильной организации | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зарубежная командировка: 5 советов по ее
правильной организации

Самыми успешными менторами становятся те, кто сам успешно работал за границей и относится к этому опыту с пониманием.

Автор: Энди Молински

Зарубежная командировка: 5 советов по ее правильной организации

читайте также

Как ByteDance стала самым дорогим стартапом в мире

Роджер Чен,  Рэй Ма

Какой отдел продаж нам нужен?

Золтнерс Эндрис,  Лоример Сэлли,  Прабхакант Синха

Мастерство без вдохновенья

Марина Птушкина

Правильный менеджмент мог бы приблизить новую эпоху экономического роста

Рихард Штрауб

Некоторые компании стремятся воспользоваться преимуществами глобальной экономики, отправляя талантливых специалистов за границу. Однако командировки, связанные с длительным проживанием сотрудника в чужой стране, могут оказаться чрезвычайно затратным делом. По некоторым данным, расходы на них могут в три раза превышать стандартный годовой оклад самого специалиста. Многие организации готовы вкладывать в это немалые деньги, однако зачастую не в состоянии извлечь из них максимальную выгоду, поскольку просто не обладают необходимыми для этого знаниями и опытом. В итоге они остаются разочарованы итоговыми результатами. Даже компании, в которых отлажен процесс перевода персонала в другую страну (включая обучение людей местным культурным особенностям), могут не знать, как управлять талантами. Соответственно, им не удается по-настоящему воспользоваться теми ценными знаниями и навыками, которые их сотрудники приобретают во время командировок.

Мы побеседовали с семью руководителями и консультантами, имеющими за плечами богатый опыт в этой области, и постарались выяснить, как извлечь максимальную пользу из этих зарубежных поездок. В результате мы сформулировали пять советов, которые помогут увеличить отдачу ваших вложений в длительные загранкомандировки.

Найдите убедительную цель и подходящего человека

Прежде чем посылать людей на работу в другие страны, необходимо подготовить четкое экономическое обоснование этой затее — как и в любых других случаях важных инвестиций и решений. Должны быть очевидная потребность и убедительные доводы, почему нельзя обойтись без местных кадров. Все наши собеседники подчеркивали, насколько важно подобрать для командировки подходящих людей. Во-первых, они должны обладать открытым взглядом на мир и быть готовыми адаптироваться к местной культуре. Во-вторых, вам следует подумать над тем, какие конкретно навыки тот или иной сотрудник обретет или повысит в результате своей поездки. И в-третьих, нужно понять, какую пользу эти новые знания принесут вашей организации.

Читайте материал по теме: Иерархия и Сеть: две структуры, одна организация

Например, в некоторых компаниях международный опыт является необходимым условием для того, чтобы занять руководящий пост. Иногда подразделение, находящееся в другой стране, может испытывать потребность в человеке с редким набором квалификаций. Если вы не знаете, каким образом эта командировка поможет как данному человеку, так и вашему бизнесу продвинуться вперед, возможно, вам стоит пересмотреть задачу как таковую.

Прикрепите к вашим командировочным компетентных домашних и местных менторов

По мере того, как ваши люди адаптируются к своим новым ролям, а вы латаете кадровые дыры, оставшиеся после их отъезда, ваша связь с ними может потеряться. Так же, как и сотрудники, работающие удаленно, экспаты понимают, что регулярная проверка электронной почты и личное присутствие в офисе, когда можно было держать руку на пульсе, — не одно и то же. Это служит им постоянным напоминанием, какой далекой и чужой стала для них их прошлая жизнь. Для того чтобы ваши специалисты не чувствовали себя брошенными на произвол судьбы, прикрепите к ним менторов (одного от своей, другого от принимающей стороны), чтобы они присматривали за вашими сотрудниками. Задача этих наставников заключается в том, чтобы обеспечить плавный и безболезненный переход как с точки зрения компании, так и с точки зрения самого специалиста, а также совместное руководство этим процессом. Иначе говоря, это люди, к которым ваши командировочные всегда смогут обратиться за помощью в случае возникновения проблем и неурядиц.

Как правило, самыми успешными менторами становятся те, кто сам успешно работал за границей и относится к этому опыту с пониманием — не только в отношении сути миссии и извлечения максимальной пользы для организации, но и касательно тягот пребывания вдали от дома и последующего возвращения. Также они должны располагать достаточным опытом работы в компании, чтобы помочь вашим людям преодолевать препятствия и успешно выполнить поставленную задачу.

Поддерживайте с ними связь в течение всей командировки

Если и есть такой универсальный совет, с которым согласились бы все наши эксперты, то он заключается в необходимости постоянно поддерживать открытый диалог с вашими сотрудниками на всем протяжении их командировки. Вашим людям нужно как можно чаще связываться со своими кураторами на родине, а тем, в свою очередь, необходимо постоянно помнить о своих подопечных и не упускать их из виду. Прежде всего необходимо выявить, каким образом компания может использовать полученные тем или иным сотрудником знания и какие дальнейшие шаги ему самому следует предпринять для роста внутри организации. В этом общении обе стороны должны придерживаться определенной процедуры. Например, одна компания, с которой мы сотрудничали, проводит ежемесячные брифинги для своих командированных специалистов. В рамках этого мероприятия они не только информируют своих менторов (и других людей по обе стороны) о том, как продвигается их работа, но и сообщают полученные ими важные сведения, которые могут оказаться полезными для организации. Например, как повысить эффективность маркетинговой кампании в принимающей стране.

Создайте план реинтеграции

Такое общение должно включать в себя разговор о возвращении, который следует начинать за шесть месяцев до конца поездки. Это время подведения итогов, когда вашему сотруднику нужно устроить своеобразный аудит тем навыкам, квалификациям и идеям, которые он приобрел за время своей командировки, и объяснить, как он намерен применять эти новые знания по возвращении домой (а в каких-то случаях — в следующей длительной поездке). Менторы же, в свою очередь, должны детально описать, каким образом полученный опыт может быть использован в дальнейшей работе, и рассказать о тех перспективах и возможностях, которые открываются перед сотрудником. Может статься, что в родном офисе для него и не найдется должности, соответствующей его талантам и нуждам компании. Тем не менее, согласно нашим исследованиям, именно по этой причине так важно поддерживать постоянную обратную связь на всем протяжении командировки и особенно ближе к ее концу. Вам необходимо заранее предвидеть эти обстоятельства, чтобы и ваша организация, и ваш сотрудник реалистично оценивали ситуацию и могли составить разумный план карьерного роста.

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

После того как все дальнейшие шаги будут обсуждены, начинайте готовиться к возвращению сотрудника домой. Вероятнее всего, ему понадобится время, чтобы прийти в себя. Это может занять всего несколько дней, а может — неделю и даже больше. Несмотря на разницу в сроках, главное — проработать четкий процесс перехода, включающий в себя и коучинг, и отдых, чтобы адаптация происходила плавно, а не в авральном режиме.

Придумайте, как распространить знания, полученные вашими специалистами, внутри организации

И, наконец, чтобы извлечь максимальную пользу из длительных зарубежных командировок, компании необходимо активно помогать своим сотрудникам — систематизировать и распространять полученные ими знания. Есть несколько способов это сделать. Одна из организаций, например, просит своих командировочных вести блог как во время поездки, так и после нее. Эти публикации распространяются по внутренней социальной сети, где остальные члены коллектива могут оставлять свои комментарии. Другие фирмы применяют метаданные в профилях своих специалистов, чтобы выделить навыки, полученные ими во время заграничных поездок. Это не только повышает доверие к квалификации вернувшихся экспатов, но и позволяет всем остальным людям находить их в тот момент, когда им нужна помощь человека с определенными знаниями. Кроме того, компании могут проводить специальные сессии или деловые обеды, посвященные вопросам управления международным бизнесом и межкультурной коммуникации, и вместе с приглашенными экспертами включать в список докладчиков своих специалистов, успешно поработавших за рубежом.

Какой бы метод вы ни избрали, главное — чтобы люди могли делиться тем, что они увидели и узнали, и благодаря этому переосмысливать свой опыт, повышать значимость зарубежных поездок внутри организации и, самое важное, делиться полученными ими ценными знаниями в родной компании.