Менеджмент в эпоху, когда победитель забирает все | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Менеджмент в эпоху, когда победитель
забирает все

Никогда в истории нам не выпадало лучшей возможности создать новый мир всеобщего процветания.

Автор: Рихард Штрауб

Менеджмент в эпоху, когда победитель забирает все

читайте также

Не гонитесь за мечтой, научитесь работать

Ирина Гусинская

О чем нужно помнить, возобновляя карьеру после перерыва

Кэрол Фишман Коэн

Наука и бизнес

Как грамотно провести собеседование

Ребекка Найт

За последние 250 лет волны научного и технического прогресса одна за другой приносили человечеству постоянный рост уровня жизни, который не удалось повернуть вспять даже двум самым разрушительным войнам в истории. В последние десятилетия цифровая революция, подгоняемая законом Мура, подарила нам технологию широкого применения, которой нет равных по части далекоидущих последствий. Речь идет о возможностях цифровой связи, которые преобразуют экономику, преумножая мощь человеческого мозга, подобно тому, как энергия пара, двигателя внутреннего сгорания и электричества изменила мир, заменив собою силу человеческих и животных мускулов.

Но как бы ни поражали воображение технические достижения человечества, не только в них коренится причина нашего прогресса. В реальности второй, не менее важной составляющей успеха стало появление современной организации и практики менеджмента, которые можно назвать «социальной технологией».

И обе эти силы — технология и управление — будут одинаково значимы и в XXI веке. Подобно тому, как предыдущие достижения радикально изменили условия существования человечества (принеся урбанизацию, всеобщую грамотность, массовую занятость и общественное здравоохранение), сегодняшние прорывы способны перевернуть всю социально-экономическую инфраструктуру, построенную за последние два столетия. Резкое падение трансакционных издержек вносит радикальные изменения в хозяйственную деятельность и в одночасье разрушает старые бизнес-модели. Новые гиганты, подобные Amazon, Google, Apple и Facebook*, а также сверхновые Uber и Airbnb, пожинают плоды изменившейся реальности — например, такого явления, как «победитель забирает все». Наступление технологий не оставит ни один аспект трудовой и личной жизни незатронутым. И все больше людей почувствуют это на собственной шкуре — по мере того, как автоматизация начнет касаться не только сферы производства и оказания услуг, но и интеллектуального труда.

Вопрос в том, как будет развиваться менеджерская практика, какое влияние она окажет на направление и мощь этой революции. В прошлом на применение технических новшеств оказывало серьезное влияние осознание бизнес-лидерами необходимости научного подхода к управлению. Теория менеджмента делала акцент на эффективности стандартизации, упрощенном представлении о поведении человека в экономике и слаженной бюрократии. Но мышление индустриальной эпохи все больше становится препятствием на пути полной реализации потенциала технологий цифровой революции. Наши привычные модели загоняют в прокрустово ложе всю ту человеческую энергию и творческое начало, которые способны породить этот новый инструментарий.

Читайте материал по теме: Кодекс эффективного руководителя

Возьмем такие управленческие действия, как сокращение штатов и вложений в ответ на колебания курсов валют, а также вытекающие из них бухгалтерские изменения в прибыли акционеров. На бирже эти сокращения обычно приветствуются, считаются чуть ли не героическим поступком, несмотря на вред, которые они наносят способности предприятия создавать ценности в долгосрочной перспективе. Вместо того чтобы инвестировать в инновации, предпринимательскую активность и создание ценности, фирмы гонятся лишь за успехом на бирже. А новаторство внутри компании часто навязчиво сводится к снижению издержек, и это вместо того, чтобы искать новые пути послужить клиенту или воодушевить на подвиги сотрудников и партнеров.

В парадигме XX века с ее формулами и алгоритмами подобные шаги кажутся вполне логичными. Есть только одна проблема: самые важные показатели (те, которые не подлежат измерению, например, доверие) в этих уравнениях отсутствуют. Наши способы измерять успех излишне упрощены и обращены в прошлое. Они основаны на предположении, что бизнес будет продолжать работать так же, как в прошлом, только еще эффективнее, поэтому бессильны помочь нам тогда, когда речь идет об инновации и создании новой ценности. Что еще хуже, в системе, где во главе угла стоит краткосрочная выгода акционеров, человеческий индивид становится простым ресурсом, не важнее прочих.

Многие десятилетия назад Питер Друкер писал, что крупные организации являются «несущими элементами» современного общества — столпами, если можно так выразиться. Они призваны быть гарантом важных для общества ценностей и установок. Если учесть, что с тех пор компании стали еще крупнее, сегодня это утверждение еще более истинно. Но меры, лежащие в основе сегодняшнего менеджмента, вводят в серьезное заблуждение тех, кто призван распоряжаться делами организаций. Так не может продолжаться вечно. Корпорации работают в интересах общества, и их деятельнось возможна благодаря серьезным правам, им предоставленным (в том числе из-за самого их статуса как юридического лица). И в ответ они обязаны заботиться об общественном благе: поступая так, они выполняют свой долг, а не делают всем нам одолжение.

Читайте материал по теме: Цифровые бизнес-модели: лучше эволюция, чем революция

Цифровая революция — «мать технологического прогресса» — символизирует собой важную развилку на нашем пути. Один вариант приглашает нас отойти от управленческих приемов и мышления, принятых в индустриальную эпоху, и заставить мощь технологий информационной эры работать на увеличение роли человека и важности бизнеса в обществе. Другой путь — применить всю массу новых данных и опыта для создания программ, автоматизирующих старую логику организаций, по существу закрепляя самые дисфункциональные правила из всех, которыми пользовались менеджеры прошлого.

Предполагать, что мы добьемся большего успеха в бизнесе, заменив человеческий фактор на машинное принятие решений — значит игнорировать сообщения, посылаемые нам всем миром вокруг нас. У нас есть множество свидетельств того, что рациональная логика и алгоритмическая предопределенность в общественном контексте имеют весьма серьезные ограничения. Мы знаем, насколько драгоценны и уникальны способности Homo sapiens. Эксперт в сфере образования и психолог Говард Гарднер доказал, что аналитические задатки — лишь одна из семи ключевых способностей интеллекта. Самые важные решения не принимаются с использованием алгоритма и логики, пригодных для воспроизводства. Наоборот, они самым серьезным образом зависят от человеческого суждения, интуиции, творческого подхода, эмпатии и моральных ценностей. Когда речь идет о предпринимательском мышлении и инновациях, выстраивании стратегии или партнерства на основе сотрудничества и доверия, никакой самый приближенный к человеческому искусственный интелект, созданный инженерами из Силиконовой долины, не заменит живого человека из плоти и крови.

Никогда в истории нам не выпадало лучшей возможности создать новый мир всеобщего процветания. Из-за своей всеохватности цифровая технология способна дать жизнь тому, что ученый-историк Карлотта Перес называет «новым Золотым веком». Его достижения могут превзойти прогресс, подаренный нам революциями пара, электричества и ископаемого топлива. Однако этот исход будет определяться решениями, принимаемыми теми, кто отвечает за распределение экономических ресурсов. Иными словами, наше будущее зависит от дальновидности наших руководителей.

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Как говорил Питер Друкер, «менеджеры — главная руководящая прослойка общества... Они распоряжаются его ресурсами». Примут ли эти лидеры решение вернуть творческое начало в процесс креативного разрушения, поставя на первое место предпринимательские вложения в инновации, порождающие новый спрос и новые рынки, а не просто краткосрочную выгоду? Будут ли они использовать большие данные, аналитику и искусственный интеллект для усовершенствования человеческих решений, а не для их автоматизации (ведь это всего лишь инструменты для того, чтобы помогать нам ориентироваться в нашем сложном мире)?

Такие действия потребуют от нас нового синтеза господствующей технократической логики с глубоким пониманием положения человека в современном мире. А это будет означать полный пересмотр теории и практики менеджмента (в духе Питера Друкера и других авторитетов в этой сфере), который соединит в них искусство и науку, воображение и логику и превратит менеджмент в настоящую универсальную дисциплину XXI века.

Эта статья открывает серию размышлений участников Седьмого Международного форума имени Питера Друкера, который пройдет 5—6 ноября 2015 года в Вене. Тема форума: «Утверждая человеческий образ: менеджмент в цифровую эпоху».

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена