Строим вуз как бизнес | Большие Идеи

? Операционное управление

Строим вуз
как бизнес

Можно ли к управлению вузом подходить как к коммерческой компании?

Автор: Сергей Белоусов

Строим вуз как бизнес

читайте также

Предпринимательство заведомо порождает неравенство

Дэниел Айзенберг

Какие черты характера мешают нам жить?

Ансель Фредерик,  Вергауве Жасмин,  Вилль Барт,  Фейс Марджолейн,  Фруит де Филипп

Большие данные в книжном бизнесе

Томас Дейвенпорт

Как стать эффективным лидером в условиях глобализации

Маршалл Голдсмит

Можно ли к управлению вузом подходить как к коммерческой компании? В некоторых вещах, хотя далеко не во всех, не только можно, но и нужно. Проиллюстрировать это утверждение можно на примере Новосибирского государственного университета (НГУ), вместе с командой которого мы пытаемся вывести этот вуз в топ-100 университетов согласно авторитетным мировым рейтингам.

Мы смотрим на университет как на макрообъект, состоящий из разного рода активов: научная репутация, люди, недвижимость, сотрудники, студенты, бюджет и т. д. — и пытаемся увеличить эффективность управления ими. Конечная цель — улучшить качество образования и науки, репутацию на мировом уровне и, как следствие, подняться в авторитетных рейтингах.

Главное, что мы взяли на вооружение из бизнес-подходов — это жесткая фокусировка. Обычно стратегии вузов состоят из множества довольно мелких действий — их может быть 20, 50 или даже 100: открыть новый факультет, закрыть какую-то кафедру, войти в определенную программу и т. д. Вуз, который не является коммерческой организацией, может себе такое позволить, а вот бизнес, который живет в условиях жесткой конкуренции — нет. Не очень хороший университет или институт продолжает существовать, а вот плохая компания быстро закрывается. Поэтому во всех своих бизнесах мы всегда очень жестко фокусируемся. В НГУ мы сделали то же: новая стратегия университета на ближайший период состоит не из 50 или 20 пунктов, а из 5 (на короткий период, например 1—2 года, потом будут, может быть, какие-то направления изменены и какие-то добавлены). На самом деле это довольно необычный, даже уникальный для образования подход.

Сама стратегия НГУ — те самые 5 пунктов — тоже во многом отражает бизнес-подход.

Первый пункт — объединить в одну, едино координируемую структуру НИИ Академгородка и НГУ. В Новосибирском Академгородке много научно-исследовательских институтов, и исторически они тесно взаимодействуют с университетом, но все-таки живут сами по себе. Все они движутся в немного разных направлениях, и у них, как и у НГУ, собственные ресурсы и бюджет. Чтобы управлять всем этим скоплением активов эффективно, необходимо объединить их в едином центре. Это улучшит управляемость и эффективность НГУ, что крайне важно, учитывая, что мы собираемся конкурировать на глобальном уровне. Дело в том, что бюджет НГУ не такой большой, как у лучших мировых вузов, в нашем случае речь идет о нескольких десятках миллионов долларов, тогда как крупнейшие университеты имеют сотни миллионов или даже миллиарды. Бюджет — это далеко не самое главное преимущество, но он все-таки важен, потому что в ограниченных условиях тяжело нанимать и удерживать лучших профессоров, проводить высококлассные исследования и т. д. Если объединить бюджет и активы НГУ и институтов Академгородка, то, во-первых, финансовые возможности университета хоть как-то приблизятся к возможностям мировых вузов, а, во-вторых, управление из одного центра и единая стратегия для вуза и НИИ позволят направлять их в одну сторону и управлять ими более эффективно.

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Второй блок — повышение уровня английского языка среди ученых, административного персонала и студентов. Как и компания, выходящая на мировой рынок, вуз также должен уметь коммуницировать с международными кругами. Знание универсального, глобально применимого английского языка — не самая сильная сторона новосибирских ученых и преподавателей. Но все высокорейтинговые научные журналы издаются на английском языке, на нем делаются доклады на научных конференциях, ведутся все мировые научные дискуссии, происходят научные коллаборации и коммуникации с бизнесом. Не стоит недооценивать языковой барьер: просто представьте себе, что вы, например, пытаетесь договориться о партнерстве с университетом из Вьетнама, сотрудники которого говорят только на родном языке. Этот вуз просто обречен иметь низкий рейтинг.

Третий блок — строительство школы системного инжиниринга, для того чтобы делать сложные долгосрочные и многоуровневые кросс-индустриальные проекты. Это почти прямая аналогия с R&D в технологических компаниях, где создают инновационные продукты. Стране необходимы люди, которые способны создавать и управлять сложными нетривиальными проектами. Такими, как 70-километровый мост между Сингапуром и Индонезией или сверхскоростное железнодорожное соединение между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. Все они носят кросс-индустриальный характер — например, при создании смартфона нужны специалисты и по софтверным технологиям, и по хардверным, и по промышленному дизайну, и по много чему еще. Школа системного инжиниринга должна готовить Сергеев Королевых и Элонов Масков, которые так нужны индустрии в России (да и во всем мире).

Четвертый — взаимодействие с работодателями. Для этого нужно делать с ними совместные проекты, постоянно информировать о том, что происходит в университете, вовлекать в его жизнь. Все это необходимо, чтобы компании нанимали выпускников университета. Кроме того, мнение работодателей — один из основных критериев оценки в международных рейтингах. Это сложный постоянный процесс, которым российские вузы обычно не занимаются. Здесь можно провести аналогию с клиентами или покупателями в бизнесе.

Читайте материал по теме: Закон сохранения привлекательной прибыльности

Пятый блок — работа с самими выпускниками — в НГУ их почти 50 тысяч. Выпускники — это по сути расширенная «команда» университета — в лучших вузах сообщества всегда помогают любому из его членов и самому университету. Чем больше успешных людей среди них, тем более успешным будет и alumni, и сам вуз. Но над этим тоже надо целенаправленно работать, лояльность не дается автоматически. Вуз как религия, как платформа, которая объединяет людей. Это отличие всех лучших мировых университетов — выпускник Гарварда всегда поможет другому его выпускнику.

К слову, среди выпускников НГУ много высококлассных ученых и успешных предпринимателей. Например, лауреат одной из самых престижных научных премий — филдсовской — Ефим Зельманов, обладатель медали Дирака Владимир Захаров, банкир Игорь Ким и другие.

На уровне тактики мы тоже пытаемся применять бизнес-логику там, где это возможно. Например, у университета появилась формальная стратегия продвижения бренда, маркетинг и PR. Для вуза репутация даже важнее, чем для бизнеса, и поэтому надо уметь ею управлять: чтобы к тебе ехали лучшие преподаватели и абитуриенты, вуз продвигался в рейтингах и т. д. Мы создали бизнес-процесс: следим за количеством и качеством публикаций, делаем пресс-конференции и т. д. Для российских вузов это довольно необычно.

То, что у стратегии НГУ есть фокус и понятные четкие блоки, дает возможность ввести KPI, назначить ответственных за каждый процесс, замерять и оценивать результаты — точно, а не субъективно. И это тоже нетипично для отечественного образования. По нашим планам новая стратегия университета должна начать давать плоды в конце этого года. При этом — и мы, естественно, это понимаем — вуз вовсе не является коммерческой компанией и управлять им как бизнесом невозможно, можно только внедрить отдельные методы, которые способны повысить его эффективность.

Читайте по теме: