Без Дона Дрейпера можно обойтись, но Джоан Холлоуэй незаменима | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Без Дона Дрейпера можно обойтись, но Джоан
Холлоуэй незаменима

Разумеется, творческие сотрудники тоже нужны. Еще как! Но многие данные указывают, что они вполне заменимы.

Автор: Сара Клифф

Без Дона Дрейпера можно обойтись, но Джоан Холлоуэй незаменима

читайте также

Польза стабильного графика

Джоан Уильямс,  Лиза МакКоркелл,  Сараванан Кесаван

«Карты Павлова». Как покер помогает лидерам тренировать мышление

Марк Завадский

Цифровые бизнес-модели: лучше эволюция, чем революция

Джордж Уэстерман,  Дидье Бонне

Умный бизнес Alibaba

Мин Цзэн

В третьем сезоне «Безумцев» гении агентства Sterling Cooper, в том числе Дон Дрейпер и Роджер Стерлинг, решили уволиться и переманивают персонал. Утром в воскресенье заговорщики собрались в офисе на Манхэттене и обсуждают свои планы, как вдруг их осенило: никто не знает, где хранятся дела клиентов. Они в ужасе переглядываются. Зрители перед экранами орут: «Джоан! Позовите Джоан!» Разумеется, суперкомпетентная офис-менеджер Джоан Холлоуэй, присоединившись к мужчинам в следующем эпизоде, не только находит папки, но и налаживает в новом агентстве безупречную рабочую обстановку Sterling Cooper.

Секоу Бермис, доцент Техасского университета, дал бы в этой ситуации тот же совет, что и телезрители, однако на научной основе: он ведет научный проект, цель которого — установить, уход каких сотрудников приносит наибольший ущерб рекламному агентству (и присутствие — наибольшую пользу). Статья в соавторстве с Питером Мурманом, где проведено полное исследование данных по рекламным агентствам Нью-Йорка за период с 1924 по 1996 гг., выходит в Strategic Management Journal. Я взяла у автора интервью.

Каков основной вывод из исследования?

Мы разделили сотрудников на две группы: «внутреннюю» — те, кто отвечает за конечный продукт, кадры и финансы, и «внешнюю» — это креативщики и менеджеры по работе с клиентами. Затем мы проверили, как сказывается на фирме увольнение представителей той и другой группы. Потеря людей из «внутренней группы» гораздо тяжелее отражается на конкурентоспособности агентства.

Почему в конечном счете не столь «гламурные» сотрудники оказались важнее?

Эти люди знают изнутри, как работает агентство, как складывается пазл, и это знание наиболее ценно — главное, таких людей труднее всего заменить.

Читайте материал по теме: Почему продажники не ладят с маркетологами

Разумеется, творческие сотрудники тоже нужны. Еще как! Но многие данные указывают, что они вполне заменимы. Гораздо труднее заменить людей, которые знают внутреннюю структуру агентства, как в нем делаются все дела — то есть именно то, что и обеспечивает его конкурентоспособность. Это конкретные знания — как налажены финансовые потоки, кто за что отвечает, процесс работы — и понимание, как все эти функции сочетаются.

Это открытие оказалось неожиданным?

Многих в самой отрасли оно удивило, ведь внимание медиа сосредоточено на креативщиках и менеджерах по работе с клиентами. Мне задавали вопрос: а такой-то фактор вы учли? А еще такой? Но мы проверили все, что можно, а вывод не поколебался.

Читайте материал по теме: Три принципа успешного управления проектами

Удивились ли в нашем университетском мире? Не так чтобы очень. Еще не приступив к исследованию, я мог выдвинуть такую гипотезу — и противоположную. Я эмпирик, мне было любопытно, что скажут нам реальные факты. Прежние исследования показали, что уход ключевых сотрудников отражается на компании, что эффект зависит от того, в каком именно отделе они работали, но никто еще не изучал внутреннюю и внешнюю группу сотрудников с точки зрения последствий их увольнения.

Вы не располагаете подробными данными по доходам агентств, то есть единственное, от чего вы отталкиваетесь: выжило агентство или закрылось. Это не мешало исследованию?

Конечно, я бы предпочел располагать полным набором данных и сейчас собираюсь подыскать для исследования отрасль, где можно следить за всеми критериями деятельности. Однако по крупным агентствам у нас есть конкретные данные, и основной вывод устоял, как бы мы эти данные ни крутили — а небольшие рекламные агентства рождаются и умирают каждый день, поэтому тут можно считать выживание на рынке основным критерием.

Мне тут же вспомнились Дон Дрейпер и Джоан Холлоуэй или это неуместная параллель?

Абсолютно уместная! Я использую кадры из фильма в презентации своего исследования. Мне очень нравятся «Безумцы».

Читайте по теме: