Три принципа успешного управления проектами | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три принципа успешного
управления проектами

Хорошие идеи бывают у всех. Воплотить их — вот что непросто.

Автор: Эрик Найт

Три принципа успешного управления проектами

читайте также

Избегая ловушек предпочтений

Борис Щербаков

План не имеет значения

Карл Шрамм

Советы тем, кто страдает от перфекционизма

Элис Бойес

Почему публичные компании не справляются

Роджер Мартин

Хорошие идеи бывают у всех. Воплотить их — вот что непросто.

Отделы кадров любят рисовать таблички с указаниями, как планировать время. Гуру менеджмента изводят сотни страниц на рекомендации по управлению неделей, днем и часом.

А что происходит, когда руководство пытается применить эти советы к работе команды или организации? Как наложить сложную, многоуровневую, рассчитанную на много лет программу на деятельность департаментов или отделов — тем более что те, вполне вероятно, находятся в состоянии хаоса?

Я пригласил трех топ-менеджеров, которые ведут ответственные проекты в сложных, быстроразвивающихся организациях, и спросил их, как они добиваются эффективности. Все трое накопили немалый стаж работы в различных отраслях, успешно осуществляли проекты, имели также и неудачный опыт, но они извлекли уроки, которые годятся на любом уровне корпоративной иерархии.

Вот три совета, которые они назвали в качестве ключевых.

Стратегия превыше тактики. Самая большая и часто допускаемая управленческая ошибка — день и ночь биться над вопросами тактики, тогда как следовало бы сосредоточиться на стратегии. Конечно, тактика тоже важна. Тактические вопросы вникают в детали и помогают распределить усилия так, чтобы успеть закончить дело к дедлайну. Но стратегия задает главный вопрос: «Правильно ли расставлены вехи на пути?» Например, в одной медиакомпании в большинстве команд оказалось чересчур много технических специалистов и отсутствовали стратеги, которые могли бы расставить приоритеты. В результате фирма неправильно сформулировала задачу: учитывала количество вновь запущенных проектов, не отбирая те из них, что могли бы в первую очередь заинтересовать клиентов. Стратегия — это искусство компромиссов. Все успеть в этом мире невозможно, так почему не сосредоточиться на том, что действительно важно?

Правило красного света. В большинстве организаций бесконечно заседают комитеты и комиссии, обсуждая, как хорошо идут дела. Глупая трата временных ресурсов. Почти всегда больше пользы приносит разговор о «красном», а не о «зеленом». В одном правительственном департаменте руководство осознало, что нужно менять отношение к провалам: люди так боялись в случае неуспеха лишиться работы, что просто не могли как следует заняться делом. Когда руководство откорректировало организационную культуру, сотрудники перестали бояться и вовремя сигнализировали, если у них что-то не ладилось — и все вместе решали, как исправить ситуацию. Сразу уточню: если обсуждать только провалы, это опять-таки всех деморализует. Руководители должны находить определенные формы, чтобы отметить и поблагодарить людей, которые с пользой потратили время — а потом сосредоточиться на важных вопросах, в особенности на плохих новостях, поступающих от отделов, которым реально нужна помощь.

Показатели должны указывать дорогу вперед, а не тащить назад. Красный цвет полезен, но еще полезнее желтый. Многие менеджеры не успевают предупредить начальство о том, что они превысили смету, не укладываются в сроки, вообще движутся не в том направлении — пока все уже не произошло. Чтобы предотвратить это, нужны определенные индикаторы, триггеры, заложенные в сам план и позволяющие руководителям заметить неладное прежде, чем оно произойдет. Важно при этом ориентироваться на ключевые цели и задачи. Если для вас главное — экономия бюджета, ставьте «датчики», которые будут отмечать выгоды или убытки по мере их накопления. Если важнее расписание, нужны показатели по дедлайнам. Например, в одной крупной горнодобывающей компании управляющий разработал сложный план, который должен был в конечном итоге привести к крупной экономии средств и ресурсов. Но это плохо: следовало бы разбить этот замечательный план на множество составляющих. Чтобы правильно подобрать показатели, нужно понять, что именно важно для компании, и именно этот параметр сделать наиболее наглядным.

Мы все стремимся к эффективности. Но проверьте: те инструменты, которыми вы пользуетесь сейчас, действительно безупречны? Примените эти три принципа — и вы реализуете свои блестящие идеи.

Читайте по теме: