Чего на самом деле хочет ваш босс | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чего на самом деле хочет
ваш босс

Даже в нашу эпоху, когда придумано столько способов измерять эффективность труда, не всегда понятно, чего босс хочет и чего от нас реально ждет. Отчего так?

Автор: Роберт Гэлфорд

читайте также

Доверьте борьбу с харассментом менеджерам

Эдриен Лоуренс

Четыре шага к искусственному интеллекту

Что делать, если сотрудник обманул вас

Ирина Пешкова

Чему не учат руководителей

Тони Шварц

В 1958 году Патрисия Хароски, работавшая в страховой компании State Farm Insurance Company, предложила сделать 16 октября «днем начальника». С какой целью? Чтобы улучшить отношения между начальством и подчиненными. Почему именно этот день? Потому что в этот день родился ее отец, он же ее непосредственный начальник. Хороший босс.

Прошло 55 лет, и ныне в США, Австралии, Индии, Южной Африке и еще в шести странах искренне или же лицемерно поздравляют в этот день своих начальников(в России и странах СНГ праздник не прижился – прим. «HBR-Россия»). В Hallmark найдется уже более 50 вариантов открыток ко Дню Начальника.

Но, думается, многие работники предпочли бы не подлизываться в такой форме к начальству, а получить ответ на терзающий вопрос: «Чего же босс на самом деле хочет от меня?»

Даже в нашу эпоху, когда придумано столько способов измерять эффективность труда, не всегда понятно, чего босс хочет и чего от нас реально ждет. Отчего так? Может быть, мы рассчитываем на какие-то четкие формулировки подобных желаний, а четкости как раз и нет. Или же сотрудник сам себя загоняет, приговаривая: «Да, я неплохо справляюсь, но этого мало». И начальнику, и подчиненному следовало бы приложить усилия и выработать ясные, взаимно понятные инструкции. К сожалению, подобный диалог происходит не так часто и не на том уровне, на каком хотелось бы.

Не беда. Сейчас я расскажу вам, чего ждет вас начальник. Я достаточно поработал с разными руководителями во всех отраслях — финансах, здравоохранении, образовании, энергетике, технологии. С высоты моего опыта требования босса представляются достаточно ясными и последовательными. Давайте перечислим основные ожидания любого босса, разберем их, и тогда вы сможете проанализировать, в чем вы полностью соответствуете этим ожиданиям, где вам требуются более внятные инструкции, а где пора приложить больше усилий.

Ваш босс хочет, чтобы вы:

1. Неукоснительно выполняли свои обязанности, выполняли поручения или заканчивали проект вовремя и без накладок. А если что-то не получается, начальник вправе ожидать от вас заблаговременного предупреждения и объяснения.

2. Знали, какие именно дела или проекты наиболее важны с точки зрения начальника. Вы в этом разбираетесь? Вы держите начальника в курсе? Уж постарайтесь. А если именно с этими главными делами или проектами не заладится, нужно поскорее обратиться к начальнику и предупредить его (хорошо бы заготовить и варианты решения проблемы).

3. Чувствовали настроение в самой компании и среди ее клиентов, выявляли возможные точки напряжения, знали, какие принимаются меры.

4. В целом понимали состояние своей отрасли и долгосрочные перспективы. Желательно иметь собственное представление о том, в каком направлении следует развиваться компании.

5. Хорошо знали своих сотрудников и их подчиненных — их преимущества, слабости и потенциал. Каков их вклад в общую работу компании? Как их должностные функции вписываются в стратегию организации?

6. Окружали себя компетентными специалистами, которые доверяют вам, полагаются друг на друга, держат вас в курсе дела и считают вас своим помощником и наставником, а не досадной помехой. Припомните пять последних разговоров с подчиненными. Чего они от вас хотели? Что это говорит о ваших профессиональных отношениях?

7. Умели заранее предвидеть проблемы, анализировать их и предлагать эффективное решение — самостоятельно или в сотрудничестве с коллегами, но главное — вовремя.

8. Строили стабильные отношения на работе, то есть не боялись высказывать свое мнение, не боялись выслушать других, учесть их точку зрения и скорректировать собственную концепцию.

Этот перечень можно использовать «в обе стороны». Во-первых, убедитесь, что с точки зрения босса вы прочно стоите на всех этих восьми столпах. Во-вторых, присмотритесь к собственным подчиненным: того ли вы требуете от них? Понимают ли они, чего именно вы требуете? Уверены ли вы, что они понимают? Как убедиться?

Подумайте, как бы вам понравилось, если бы ваши подчиненные полностью соответствовали всем восьми пунктам. Подумайте, как бы порадовались все руководители вашей компании, если бы каждый человек в ней полностью реализовал подобные ожидания. Вот это был бы подарок к празднику!