О терпении и… производительности | Большие Идеи

? Операционное управление

О терпении
и… производительности

Производительность труда

Автор: Сергей Филонович

О терпении и… производительности

читайте также

Оцените глобальный потенциал своей компании

Фаррелл Диана

Семь советов Стива Джобса бизнесменам XXI века

Умар Хак

Дело привычки

Анна Натитник

Три главные проблемы миллениалов

Эмерсон Чорба

Не так давно компания McKinsey опубликовала результаты исследования производительности труда в России. Его вывод — мы по-прежнему отстаем от развитых стран — заставляет задуматься, что не так в нашем королевстве. С этим результатом трудно спорить: достаточно побывать в наших розничных банках и один раз провести трансакцию в банке американском, чтобы почувствовать разницу. McKinsey объясняет наше отставание несколькими факторами: устаревшее оборудование, структурные особенности экономики и неэффективная организация труда.

О третьем факторе — плохой организации труда — надо сказать особо. Любой здравомыслящий россиянин признает: буквально в каждой нашей компании, тем более в госу

дарственной, десятки и даже сотни неправильно устроенных бизнес-процессов. Частично это, конечно, объясняется плохой технической оснащенностью — но именно «частично». Например, установленное в аэропорту «Пулково» устройство сканирования позволило сократить время досмотра пассажиров — теперь им не нужно раздеваться. Почему же тогда в аэропорту «Домодедово», претендующем на звание самого современного в России, где стоит то же самое оборудование, по-прежнему заставляют снимать верхнюю одежду и обувь? Безалаберность? Перестраховка, вызванная боязнью ответственности? Или просто бездумное следование привычкам? Можно ли с этим бороться? По натуре я оптимист, поэтому приведу пример успешной борьбы с рутинной безалаберностью. У меня как у индивидуального предпринимателя есть счет в Сбербанке России. Много лет, чтобы получить с него наличные, я должен был приходить в банк дважды: сначала принести заполненный чек операционисту, а на следующий день зайти за деньгами. Почему мне не могут выдать крупную сумму сразу, понятно: у моего отделения нет хранилища и деньги надо заказывать. Но почему их нельзя заказать по телефону, я никогда не понимал. Однажды я попросил объяснений, и мне вежливо ответили, что таков порядок. И вот в один прекрасный день, когда я получал деньги, кассир, женщина средних лет, обратившись ко мне по имени-отчеству, сказала, что больше чек заранее приносить не надо, нужно только заказать деньги по телефону. Мое удивление было столь велико, что я не удержался и спросил: неужели им пришло новое распоряжение из центрального аппарата Сбербанка. Ответ был на удивление прост: «Да нет, при чем тут центр. Я тут человек новый, посмотрела: что это девчонки по два раза с одним чеком возятся, да и по-

ток клиентов от этого увеличивается. Пошла к заведующей допофисом и предложила принимать заявки по телефону. Она подумала и согласилась». Обратите внимание: решение нашел новый, неравнодушный, нетерпимый к бессмысленной деятельности человек, причем даже не менеджер. Почему же это случается в наших организациях так редко, что вызывает неподдельное изумление?

Думаю, все дело в долготерпении, которым так славятся русские. Действительно, мы можем вынести тяготы и лишения, с которыми не справиться другим народам. Александр Прохоров это убедительно показал в книге «Русская модель управления», а Илья Репин — на картине «Бурлаки на Волге». Но то, что помогает справиться с форс-мажором, в обыденных условиях мешает нормально жить. Мы терпеливо смотрим, как другие выполняют бессмысленные действия, и часто следуем их примеру, полагая, что бороться — долго и рискованно, проще подчиниться и, получив нужный результат, забыть об этой глупости. При этом мы готовы часами обсуждать, что должны предпринять другие (власти, топ-менеджеры и т.д.), чтобы устранить препятствия на пути роста производительности. Другие — не мы. Именно поэтому, читая отчет McKinsey, все время думаешь: а что мешает каждому из нас исправить хотя бы что-нибудь в окружающей нас действительности? Где-то устранить лишнюю операцию, где-то ослабить контроль? Может быть, бездействие объясняется ленью или приписываемой россиянам нелюбовью к переменам? Думаю, нет.

На мой взгляд, запустить «двигатель производительности» нам мешает тотальное недоверие, царящее в обществе. Из-за того что законы строятся по принципу презумпции виновности, создается атмосфера страха и люди не хотят брать на себя ответственность за совершенствование организации труда. А вдруг придут проверяющие и оштрафуют? Так постепенно закрепляется равнодушие, пессимизм, неверие в то, что каждый из нас может что-то сделать.

Спасение от этих горьких мыслей — в терпении. Мол, Господь терпел и нам велел. Так терпение превращается в серьезную преграду на пути производительности. Как разорвать этот порочный круг? Ответ прост: начать с себя.