Планировка офиса и производительность труда | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Планировка офиса и
производительность труда

Организация рабочего пространства

Авторы: Лэйн Эндрю Данные: , Крэйг Дэвид , Уайт Алекс

Планировка офиса и производительность труда

читайте также

Японский ответ Брекситу

Пол Мейдмент

Смена состава

Насаждая стратегию

Борис Щербаков

Почему дизайн-мышление работает

Жанна Лидтка

Что происходит, когда интеллектуальную работу XXI века выполняют в офисах, спроектированных в ХХ веке? Падает производительность труда, возрастают капитальные расходы, руководители оказываются изолированы от коллектива. Фармацевтической корпорации Lilly удалось решить эти проблемы путем радикальной перепланировки головного офиса: пространство площадью более 43,5 м2, на котором работают 3300 сотрудников, теперь выглядит по-новому.

ДО

Компания Lilly была типичным царством мини-кабинетов — ячеек. Как утверждают представители консалтинговой фирмы DEGW, которых Lilly пригласила для оптимизации рабочего прост­ранства, у такой планировки есть существенные недостатки. Исследование DEGW (в 44 опросах приняли участие 7312 работников умственного труда из 18 организаций) показало: в «ячеистых» офисах люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, ждут отклика от коллег в среднем 4,7 часа и от начальства — 8,8 часа. Кроме того, оказалось, что каждый сотрудник теряет 66 минут в день на бесполезные действия и пререкания и лишь 35% времени проводит за рабочим столом. В большинстве офисов зонирование осуществляется по отделам. Поскольку в наши дни работа предполагает активное взаимодействие разных подразделений, людям приходится переписываться по электронной почте или устраивать совещания. У ячеек открытая конфигурация: в них легко проникают шум и проходящие мимо коллеги; в то же время они недостаточно открыты, то есть не обеспечивают необходимого обзора и не позволяют полноценно общаться. Как результат — снижение производительности труда и длительные циклы принятия решений.

ПОСЛЕ

Компания Lilly сократила пространство, выделенное под персональные рабочие места, и увеличила площадь «общественного» пространства — того, где сотрудники могут находиться две трети рабочего дня (те самые 65% времени, которые они не проводят за компьютером). Эту освободившуюся площадь можно использовать в разных целях: там есть тихие кабинеты для работы, требующей концентрации, кофейни и переговорные для совмест­ной работы и уютные изолированные комнаты для конфиденциальных бесед. Такая планировка способствует общению и даже, по словам сотрудников, пробуждает у них тягу к творчеству. Уже на пилотной стадии проекта выяснилось, что удовлетворенность людей планировкой офиса выросла вдвое, капитальные затраты снизились почти в два раза, а временные потери (на поиск переговорных комнат, ожидание и прочую непродуктивную деятельность) сократились на 16%.

ДОЛЯ СОТРУДНИКОВ, УТВЕРЖДАЮЩИХ, ЧТО:

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ