Сети, которые работают* | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сети,
которые работают*

Автор: Мейер Кристофер

читайте также

Не позволяйте своему боссу загонять вас в стресс

Энни Макки

Инновации: люди или процедуры?

Андреа Ованс

Эффект Люцифера

Почему сотрудники всем недовольны

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Компании вкладывают все больше средств в сети, форумы и конференции, объединяющие людей по интересам, ведь всем известно: одна голова хорошо, а много — лучше. Эту истину не раз подтверждали сетевые проекты в самых разных областях; к примеру, InnoCentive — сеть, используемая Eli Lilly для решения научных проблем, или Internetbasedmoms.com — веб-сайт, на котором работающие дома матери делятся опытом интернет-бизнеса. Тем не менее проект принесет отдачу, только если заранее продумать, какую функцию будет выполнять ваша сеть. Объединяя людей в сообщество, можно решать одну из пяти задач. Скажем, по примеру Global Business Network — www.gbn.net рассказывать пользователям о мировых событиях и закономерностях, которые надо учитывать при выборе стратегии корпорации, или, как InnoCentive, публиковать информацию о конкретных научных проблемах компаний, предлагая ученым по всему миру за определенную мзду найти решение. Иногда сети работают сами на себя: к примеру, участники Polycom User Group придумывают новое применение для своих телеконференций. Сети могут оказывать влияние на планы: Harley-Davidson часто обращается к членам Клуба владельцев Harley-Davidson и спрашивает их мнение об опытных моделях мотоциклов. Наконец, сеть позволяет подбирать персонал: кадровое агентство Aquent через свои обширные сети набирает маркетологов и пиарщиков для новых проектов. В зависимости от функции вашей сети (рассказывать, найти решение, придумать, влиять на планы или распределить ресурсы) вы сможете выбрать наиболее подходящую для нее форму. Уяснив функции, вы поймете, какие люди вам нужны и как выстроить систему взаимодействия вашего сообщества. Никто не станет тратить время и силы на общение в сети просто так. Важно помнить, что у каждого члена сетевого сообщества свои мотивы — экономические, информационные, эмоциональные, обмен должен быть справедливым, чтобы и организатор, и все остальные чувствовали, что они не только дают, но и получают что-то взамен.

Есть еще один важный момент в построении эффективной сети: нужно сделать так, чтобы участникам было интересно. Это тоже зависит от функции форума. Подумайте о том, какой способ общения подойдет для вашей задачи: личные встречи, виртуальные контакты или то и другое вместе. Необходимо также задать определенный ритм общения в сети и постоянно поддерживать частоту и интенсивность контактов.

Только после этого можно приступать к техническому обеспечению работы сети (зачастую с него как раз начинают, и это ошибка). Не определив функций и задач, не собрав нужных людей и не выбрав способ взаимодействия, вы не сможете решить, какая «технология» лучше подойдет для вас — общение через интернет или встречи членов сообщества. Передовые решения безусловно хороши, но только если вы уверены, что именно они отвечают поставленной задаче; нельзя гнаться за технологиями ради самих технологий. Если действовать по принципу «мы построим, а люди подтянутся», сеть превращается в место встречи случайных людей, большая часть которых скоро уйдет, поняв, что им здесь неинтересно, да и организатор вряд ли получит ожидаемый результат или хоть какую-то пользу. Но если заранее подумать о том, как будет работать ваша сеть, вероятность добиться желаемого будет неизмеримо выше.