Когда в товарищах согласья нет | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда в товарищах
согласья нет

Авторы: Ардженти Пол , Хейли Теа

читайте также

Плохой босс не дает вам проявить свой талант?

Альфредо Беренс

Уроки Tesla

Джефф Дайер,  Натан Ферр

Призрак возвращается

Николай Александров

Что делать, если вы не выспались

Кристофер Барнс

В октябре 2005 года в распоряжение газеты New York Times попал внутренний меморандум компании Wal-Mart. Документ был составлен сотрудником, ответственным за дополнительные выплаты персоналу, и адресован руководству фирмы. В нем говорилось о том, как можно без ущерба для репутации сократить затраты на здравоохранение. Автор в частности предлагал нанимать больше сотрудников на неполную ставку и отказывать людям со слабым здоровьем. С точки зрения бизнеса рекомендации были вполне разумными. Однако документ всплыл на следующий день после того, как на пресс-конференции, посвященной экономии электроэнергии в магазинах Wal-Mart, представители компании расхваливали свою социальную политику. Когда эта история появилась на первой странице бизнес-приложения New York Times, многие обратили внимание на двусмысленность ситуации.

Компания допустила серьезный промах, и после этого ей стало гораздо тяжелее добиваться своих основных целей: сокращения издержек и улучшения репутации. Так обычно происходит, когда у организации нет единой коммуникационной политики.

Сложно добиться, чтобы разные отделы компании выдавали согласованную информацию по каждому вопросу. Структура компаний как правило усложняется параллельно с развитием структуры потребителей. Все чаще мы сталкиваемся с организациями в организациях — крупные фирмы состоят из подразделений, работающих в разных странах и отвечающих за разные направления деятельности. Информация из разных отделов (по связям с инвесторами, средствами массовой информации, правительством) поступает разными путями — как официальными, так и неофициальными, а целевая аудитория каждого отдела

имеет доступ к сообщениям, предназначенным для других аудиторий.

Чтобы изучить внутренние структуры компаний и процессы передачи информации, мы опросили более 50 руководителей крупных компаний, включая Dell, PepsiCo, Fedex, Infosys и New York Times Company. Мы предполагали, что коммуникативные функции в этих организациях выполняет одно подразделение, подчиняющееся одному руководителю. Оказалось, что это не совсем так.

В некоторых фирмах (например, FedEx) все подразделения, занимающиеся внешними связями, действительно возглавляет один руководитель, в других же (например, в Johnson & Johnson) сотрудники, на которых возложены эти функции, работают в разных отделах. В таких организациях, ссылаясь на размеры компании и местонахождение филиалов, утверждают, что централизованная выдача информации вообще нецелесообразна. Существуют фирмы, которые взяли что-то от обеих моделей. В Dell, например, за информацию отвечает команда, которая привлекает специалистов по коммуникациям из многочисленных отделений компании. В New York Times Company действует неформальный совет руководителей различных подразделений. Другие компании специально создают должности координаторов информации — эти сотрудники контролируют согласованность внешних и внутренних связей.

Даже если в фирме нет отлаженного механизма коммуникаций, все равно можно добиться такого уровня согласованности, что со стороны будет казаться, что они исходят из одного источника. Подобную картину мы наблюдали в «децентрализованных» компаниях, где существуют прочные неформальные сети и механизмы обмена информацией, которые зачастую поддерживаются сложными ИТ-системами.

Идея о том, что выдавать непротиворечивую информацию могут только компании с четкой структурой, в целом неверна. Мы пришли к выводу, что все определяет коммуникативная стратегия. Организации, в которых эта стратегия соответствует общим целям компании, наиболее четко передают свои сообщения. Все изученные нами компании разработали и распространили подробные планы, в которых разъясняются задачи, тактика их выполнения и критерии оценки успеха коммуникации. Они также дали региональным сотрудникам, ответственным за внешние связи, достаточно свободы: передавая информацию, они учитывают особенности своего рынка. Как сказал один руководитель, секрет успеха «не в том, чтобы сообщения звучали из уст одного человека, а в том, чтобы сообщения не противоречили друг другу».

Мы полагаем, что эффективность стратегии зависит от лидерских качеств руководителя отдела коммуникации. Важно, чтобы у него был большой опыт работы в бизнесе, чтобы он разбирался в устройстве сложных организаций и умел влиять на мнение окружающих. Неудивительно, что лучше всего коммуникация была налажена в тех компаниях, где глава отдела, ответственного за это направление, участвовал в выработке общей стратегии.

В наши дни, чтобы пробиться сквозь эфирный шум, направленный на потребителей, и не дать конкурентам исказить вашу информацию, требуется сильный и четкий сигнал. Помните: главное — согласованность информации, а как именно вы этого достигаете — не так важно.