Ситуация win-win: зачем конкуренты объединяются друг с другом | Большие Идеи

? Корпоративный опыт

Ситуация win-win: зачем конкуренты объединяются друг
с другом

Компании-конкуренты все чаще кооперируются друг с другом, чтобы достичь большего. В колонке для «Больших идей» профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким на примере автопрома разбирается, каковы плюсы и минусы такого сотрудничества

Автор: Михаил Аким

Ситуация win-win: зачем конкуренты объединяются друг с другом
Mercedes-Benz, Volkswagen и Ford проинвестировали в стартап Argo AI / Фото: Argo AI

читайте также

Ответить на подрыв подрывом

Вессел Максвелл,  Клейтон Кристенсен

Как Microsoft изменит Outlook

Фэн Чжу

Преступление, ИИ, наказание

Лиза Квест,  Лукас дю Крю де Йонг,  Субас Рой,  Энтони Черри

Юваль Ной Харари: «Главная опасность сейчас — это не вирус»

В январе 2024 г. немецкий автоконцерн Volkswagen Group (VW) создал специальное подразделение для развития AI-технологий и их интеграции в свои автомобили. Несмотря на собственные инвестиции в ИИ, для создания функции автономного вождения концерн скооперировался со своим давним конкурентом — американской компанией Ford. 

На рынке к тому моменту уже существовали несколько работающих технологий — автопилот Tesla, Super Cruise от General Motors и Blue Cruise от Ford. Все эти решения предполагают, что водитель должен быть готов в любой момент перехватить управление. 

В декабре 2021 г. Mercedes-Benz стал первым концерном, выполнившим требования международного законодательства к системе уровня SAE 3. Компания создала систему Drive Pilot, и новые автомобили премиальной марки стали полностью автономны.

Взволнованные прорывом соперники Mercedes-Benz — Volkswagen и Ford — создали совместное предприятие и проинвестировали $2,6 млрд в стартап Argo AI, который занимается созданием собственной автономной системы уровня SAE 3 и выше. Это взаимодействие стало возможно во многом благодаря различному позиционированию и разной географии присутствия брендов: рыночная доля Ford больше, чем у VW в США, а VW значительно опережает Ford в Европе. 

Coopetition — от английских слов competition (конкуренция) и cooperation (сотрудничество) — означает сотрудничество со своими конкурентами. Этот тип стратегического партнерства пришел в бизнес-среду из наукоемких, технологических отраслей, где компании на протяжении уже нескольких десятилетий объединяют свой опыт, усилия и технологии для совместного решения сложных проблем или разработки новых продуктов. 

Несмотря на то, что такой формат взаимодействия ведет к ситуации win-win для всех партнеров, российские автопроизводители оказались до сих пор не готовы работать с друг с другом. К такому выводу мы пришли по итогам опросов и анкетирования топ-менеджеров множества компаний (в том числе из промышленного сектора). Опросы мы проводили в ходе исследования «Преобразование форм и инструментов кооперации участников цепей поставок российских компаний в новых условиях развития российского бизнеса». Эта работа готовится к публикации в конце этого года и будет описывать, как изменились логистические цепочки поставок на фоне кризисов последних лет. Пионерами сотрудничества в формате coopetition оказались французские компании Renault и Peugeot, которые в 1966 г. правильно оценили собственные ресурсы и договорились о производстве общих компонентов. Этот альянс был важен для всех участников, так как экономика европейских стран все еще восстанавливалась после Второй мировой войны, и на рынке были доступны только недорогие автомобили, оснащенные четырехцилиндровыми или даже двухцилиндровыми двигателями. Однако с ростом благосостояния вырос запрос на более мощные машины. В 1971-м к партнерам на равных правах присоединился шведский бренд Volvo для создания шестицилиндрового бензинового мотора — PRV, который уже к 1976 г. использовался как минимум в пяти различных моделях. 

В автомобильной отрасли формат сотрудничества coopetition распространен больше всего из-за очень высоких затрат на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР), коммерциализацию и выпуск новых продуктов.

Современные машины насчитывают от 30 000 до 70 000 деталей, а их надежность должна обеспечить безопасность на протяжении запланированной эксплуатации — до 20 лет. А частые смены технологических моделей, жестокая конкуренция, требования по безопасности и снижению выбросов привели к тому, что только в 2022 г., по данным Statista, глобальные расходы на автомобильные исследования и разработки составили $124 млрд, год к году рост тогда составил 6,8%. 

Когда производитель разрабатывает новый автомобиль, он не только пытается предугадать вкусы потребителей, но и должен создать машину, которую можно будет собирать на конвейерах разных фабрик по всему миру и которая должна приносить прибыль на протяжении многих лет (вне зависимости от колебаний цен на сырье, материалы и рабочую силу). 

Важно учесть и сложность самого процесса создания: на протяжении нескольких лет сотни инженеров, кросс-платформенных команд и тестировщиков будут заниматься разработкой и испытаниями нового продукта. В общей сложности подобным проектом занимается порядка тысячи человек, чья средняя зарплата, согласно данным salary.com, в 2024 г. составляла около $130 000 в год. 

На выходе же должен получиться автомобиль, который будет не только нравиться потребителям больше, чем конкурентные продукты, но и подходить им по цене. Большинство финансовых потерь, банкротств и даже полного разрушения компаний-автопроизводителей связано именно с неудачным позиционированием и выпуском новой модели, оказавшейся невостребованной.

После серии банкротств компаний и исчезновения таких марок,  как Oldsmobile, Plymouth, Pontiac или Maybach, автопроизводители начали разделять риски и использовать общие платформы при разработке семейств автомобилей. Так, один и тот же 2,0-литровый двигатель устанавливают и в автомобили Volkswagen, и в Skoda , и в SEAT. А двигатели 3.0T TFSI используют в разных моделях марок Porsche, Audi и Volkswagen. И хотя все эти бренды входят в концерн VW, на внешнем рынке все автомобили продолжают конкурировать друг с другом, а значит, их сотрудничество является формой coopetition.  

Российский опыт

При опросе респондентов для исследования, связанного с цепочками поставок и кооперацией российских компаний, мы обратили внимание, что автопроизводители в целом не склонны кооперироваться друг с другом. Но если посмотреть на масштабы российского автомобильного рынка, где крупнейший местный игрок — «АвтоВАЗ» — производит не более 500 тысяч автомобилей в год, а доля новых китайских автомобилей превышает 60% от общего числа автомобилей на рынке, coopetition — единственный способ выживания и развития отрасли. 

Например, две популярные российские марки — ГАЗ и УАЗ — на текущий момент базируются на технологиях, разработанных несколько десятилетий назад. Компании могли бы объединиться друг с другом, чтобы создать единую компонентную базу, как когда-то поступили Renault, Peugeot и Volvo, чтобы производить современный продукт и оставаться конкурентными. 

Так несколько лет назад поступил Geely, купивший шведскую Volvo, интегрировавший существующие решения и потративший миллиарды на дальнейшее развитие их технологий. Например, являясь одним из крупнейших производителей в мире, в 2021 г. концерн создал базовый четырехцилиндровый двигатель, который может менять показатели (в зависимости от конфигурации), и теперь использует его во многих своих автомобилях.

Сложные альянсы 

Важнейшей характеристикой coopetition является наличие противоречивых отношений между конкурирующими партнерами: доверия, с одной стороны, и конфликтов — с другой. Компании объединяются друг с другом на этапе развития и использования ресурсов: при создании различных сложных технологий, проведении научно-исследовательской деятельности, организации снабжения или производства. Тогда как продажи, дистрибуция, маркетинг — то есть все этапы выхода на рынок, уже ведутся в режиме конкурентной борьбы.

Еще один пример: в 2017 г. все та же Volkswagen Group объявила о создании совместного предприятия с китайским автоконцерном JAC. Компании тогда договорились о производстве электромобилей для китайского рынка и в 2018 г. наладили выпуск первого электрокроссовера под маркой SOL E20X. Автомобиль был создан на базе китайского JAC iEV40, над элементами дизайна которого работали сотрудники SEAT в Испании. 

Спустя два года VW заключил договор с правительством провинции Аньхой об увеличении доли в JAC-Volkswagen с 50 до 75%. В обмен на это немецкий концерн инвестировал в СП €1 млрд, а также приобрел 50% материнской компании JAC — JAG. Весной 2024-го партнеры договорились увеличить уставной капитал СП до $1,9 млрд, для этого JAC Motors пообещал внести порядка $220 млн, а Volkswagen — $690 млн. Доли при этом остались на уровне 25% и 75% соответственно. Одновременно с этим VW создавал СП и с другими китайскими концернами — SAIC Motor Corp и China FAW Group, а также инвестировал в производителя «умных» автомобилей XPeng. 

Для немецкого концерна такие партнерства с конкурентами — это попытка вернуть позиции на очень перспективном рынке, возможность создать новые цепочки поставок и ускорить собственный переход к электрификации. Китайские концерны, в свою очередь, получили доступ к технологиям VW, а также возможность снизить затраты на разработку и производство автомобилей. 

Несмотря на то, что кооперация особенно распространена в автомобильной отрасли, в подобные отношения вступают, например, соперничающие IT-компании. Так, в 2011 г. Apple потребовала у своего главного конкурента, южнокорейской компании Samsung, более $1 млрд за нарушение патентных прав, использование технологий, а также дизайнерских решений при производстве смартфонов. Это дело закончилось только через семь лет, и по итогам серии судебных заседаний судья обязал Samsung выплатить $539 млн конкурентам. 

Но на протяжении всего этого времени компании сохраняли друг с другом критически важные отношения, ведь заметное число компонентов для iPhone до сих пор производится на заводах их корейского конкурента. Несмотря на судебный конфликт, Samsung продолжал поставлять для только вышедшей в то время на рынок модели iPhone X новые безрамочные OLED-экраны Super Retina, а также чипы флэш-памяти DRAM и NAND, аккумуляторы и радиочастотные печатные платы.

Мог ли Apple потерять позиции на рынке премиальных смартфонов, если бы их конкуренты отказались поставить им лучшие на рынке экраны? Скорее всего — да, однако в это же время другие производители — LG или BOE — были готовы предложить свои дисплеи. Решив разорвать сотрудничество, компания Samsung получила бы краткосрочную выгоду, но потеряла бы ценного партнера и преимущество перед другими поставщиками компонентов.

Основная экономическая причина совместной работы заключалась в обоюдной выгоде: одни оказались способны производить лучшие экраны и другие компоненты, а у других была лояльная клиентская база, которая хотела наиболее совершенных технологических решений.

Быстрое развитие технологий и потребность инвестировать все больше в их разработку заставляют все больше компаний-конкурентов кооперироваться друг с другом. 

Кроме высокотехнологичных секторов бизнеса, такие союзы могут возникать в любых отраслях, зависимых от инноваций и эффективности. Компании станут кооперироваться друг с другом, чтобы совместно проводить исследования, разрабатывать программные продукты, создавать новые рыночные решения или строить производства и цепочки поставок, тем самым разделяя затраты и снижая риски.