Формула IKEA | Большие Идеи

? Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Формула IKEA

Как знаменитая компания из Швеции добилась успеха

Авторы: Майкл Джарретт , Куи Хюи

Формула IKEA
hbr.org

читайте также

Значимость нетипичных данных

Роджер Мартин,  Шерер Стивен

Игра на чужом поле

Анна Натитник

Что делать, если вы чувствуете себя самозванцем

Сьюзан Пепперкорн

Национальный вопрос

Джеффри Джонс

Во время бесед с гендиректорами всегда возникает момент, когда они говорят: «Я хочу оставить наследие». Любой CEO был бы рад оставить такое наследие, которое осталось после основателя компании IKEA Ингвара Кампрада, скончавшегося в конце января. Основанная им сеть магазинов со ставшим классическим сине-желтым логотипом, где продается функциональная минималистичная мебель, является крупнейшей мебельной сетью в мире. В ее 411 магазинах в 49 странах работают 190 000 человек, а выручка IKEA составляет 36 млрд евро в год. Компания, известная плоско упакованной мебелью, собираемой с помощью шестигранного ключа, шведскими фрикадельками и лабиринтообразными маршрутами передвижения покупателей по магазинам, нашла свою формулу успеха. Она обеспечила дифференцированное предложение, ставшее в свое время революционным: доступная, самостоятельно собираемая мебель для дома, продаваемая в огромных магазинах, построенных на дешевых загородных участках земли. Но как была найдена эта успешная стратегия?

Несомненно, отчасти успех IKEA объясняется личным упорством, деловой хваткой и лидерскими качествами Кампрада. В материалах, вышедших по всему миру в связи с его смертью, отдается должное этим качествам (хотя и упоминается, что в молодости он примкнул к нацистам, о чем позже сожалел). Однако у истории IKEA есть и другая сторона, привлекающая меньше внимания. Причины успеха IKEA не ограничиваются харизмой и многогранностью личности ее основателя. Когда все внимание сосредоточено на человеке, упускаются из виду важные, но скрытые элементы компании: парадокс ее истории, ее процессы и порядки, а также всеобщая глубоко укоренившаяся культура инноваций. Иногда стратегическое лидерство заключается в том, чтобы придумать хороший план и безупречно реализовать его. Но иногда — в том, чтобы по-умному среагировать на непредвиденные сложности или пророческие слова. В успешных компаниях вроде IKEA повышенное внимание к наследию основателя может заслонить эти истины, и тогда, если оглянуться назад, история компании начинает выглядеть слишком прилизанной.

IKEA добилась успеха не в результате спланированной стратегии развития, как до сих пор учат в некоторых бизнес-школах. Совсем наоборот. Ей помогли критические обстоятельства, бессистемность и вынужденная изобретательность. Например, когда в 1951 году вышел первый каталог IKEA, многие розничные сети работали по аналогичной бизнес-модели с использованием заказов по почте. Чтобы покончить с выскочкой, конкуренты IKEA начали ценовую войну, чуть не доведя до банкротства молодую компанию. От отчаяния в 1953 году Кампрад открыл маленький магазин в шведском городке Эльмхульт. Он надеялся, что если покупатели увидят, потрогают и сравнят его мебель с мебелью других производителей, то компания сможет выкарабкаться. «Мне никогда в жизни не было так страшно», — вспоминал он в мемуарах. В день открытия перед магазином выстроилась очередь примерно в 1000 человек. Буквально за ночь родилась новая бизнес-модель продажи мебели через магазин, а не по почте. Она стала визитной карточкой IKEA.

Однажды бригада упаковывала мебель, и кто-то из рабочих заметил, сколько места занимает пара ножек от стола, что привело к еще одной революционной идее — «А что, если упаковывать мебель в плоские коробки?». Остальное — уже история, но в то время предложение оказалось уникальным.

Еще один неожиданный эпизод случился в 1960-х, после шумного открытия нового магазина площадью почти 2900 квадратных метров. Открытия с нетерпением ожидали 18 000 человек, но популярность оказалась столь высока, что праздник превратился в катастрофу. Продавцов оказалось недостаточно, к ним выстроились огромные очереди, и люди, расстроившись, начали уходить (некоторые — захватив с собой неоплаченные товары). Благодаря этому случаю появилась модель самообслуживания IKEA: покупатели забирают со склада плоско упакованные товары, кладут коробки на тележки и самостоятельно везут их на кассы.

Ключевые элементы бизнес-модели IKEA появились спонтанно, но вдобавок к ним Кампрад установил строгую дисциплину в финансовых вопросах. Это сочетание импровизации и жесткости стало основной частью успеха компании. Например, сложная и непрозрачная структура компании, состоящая из трастов и некоммерческих подразделений, неоднократно подвергалась критике и обвинениям в уклонении от уплаты налогов, а финансовые операции компании до недавних пор были покрыты тайной. Однако сложная структура компании защищала IKEA от рейдерских атак и излишнего внешнего влияния и обеспечивала долгосрочную защиту и преемственность.

Кроме того, компания имеет уникальную производственную стратегию и бизнес-модель. Продукты IKEA разрабатываются в Швеции, однако производятся в развивающихся странах, что позволяет снизить затраты. Финальную сборку большинства продуктов производят сами потребители, что позволяет сэкономить пространство, упростить производственный процесс, а также уменьшить издержки. Всю свою историю IKEA старалась не отклоняться от этой модели.

Кампрад также заслуживает уважения за то, что его компания всегда следовала цели — «Сделать повседневную жизнь людей лучше». Он собрал команду доверенных лиц, которым поручил поддерживать и развивать культурные ценности, изложенные в книге «Заповеди торговца мебелью», опубликованной в 1976 году и ставшей своего рода Библией IKEA. В ней говорится: «Мы должны предлагать более широкий ассортимент красивой функциональной мебели для дома по максимально низким ценам, чтобы как можно больше людей могли позволить ее себе». Ценности компании воплотились в бережливости, внимании к деталям, качестве и стремлении к минимизации издержек производства.

Но, пожалуй, меньше всего говорят о силе организационной культуры IKEA, поддерживающей ее работу на протяжении последних 70 лет. Существует известный афоризм: «Культура ест стратегию на завтрак». Команда менеджеров IKEA стремится создавать организационную культуру, вдохновляющую десятки тысяч женщин и мужчин по всему миру независимо от национальности: культуру равенства, где всех сотрудников называют коллегами, где всех поощряют постоянно думать, как улучшить компанию, где все время внедряют инновации в продукции и обслуживании клиентов.

Конечно, лидеры необходимы. Но успех любого предприятия не зависит исключительно от лидеров — он требует живой, вдохновляющей культуры, которая переживет их. Иначе компании ждет крах после их ухода. Компания IKEA пришла к успеху благодаря множеству сложных, непредсказуемых и противоречивых факторов. Некоторые из них были запланированы, многие — нет.

Исследования не показывают четкой связи между личностью CEO и показателями компаний (Cannella, Park & Lee, 2008; Hambrick, Humphrey & Gupta, 2015; Pitcher & Smith, 2001). Многое можно объяснить факторами среды, ролью команды, структурой компании и организационной культурой. Идеализация бизнес-лидеров часто бывает обманчивой, но остается популярной. Но если мы просто пойдем за толпой, мы ни чему не научимся. В IKEA так не поступают.

Об авторах. Майкл Джарретт — старший помощник профессора организационного поведения INSEAD, преподавал в Крэнфилдской школе менеджмента и Лондонской школе бизнеса, консультировал компании по вопросам управления изменениями.
Куи Хюи — профессор стратегии и управления INSEAD.