Опасные плюшки: почему Илон Маск не угощает сотрудников кофе | Большие Идеи

? Корпоративный опыт

Опасные плюшки: почему Илон Маск не угощает
сотрудников кофе

Чем компания должна мотивировать талантливых сотрудников

Автор: Станислав Протасов

Опасные плюшки: почему Илон Маск не угощает сотрудников кофе
flickr.com/bmetcalf1

читайте также

Шесть стратегических концепций успешных компаний

Кайхан Криппендорфф

Штаб-квартирный ответ Стива Джобса

Дженнифер Магнольфи

Почему советам директоров больше не нужно собираться в офлайне

Кит Феррацци,  Сара Запп

В поисках идей: октябрьский выпуск

Разного рода «плюшки» для сотрудников, начиная со стандартных бесплатных булочек с кофе и барбекю на крыше и заканчивая массажными комнатами, йога-залами и отелями в офисе, сейчас в технологической индустрии не редкость. Некоторые истории уже даже стали хрестоматийными. Зачем компании все это делают? Попробую объяснить.

Представим преуспевающую ИТ-корпорацию. Работает в ней не меньше 15 тысяч инженеров, талантливых и не очень – разных. Естественно, руководство не знает лично абсолютное большинство из них и не может адекватно оценить их уровень. Средний менеджмент обычно с этой задачей не справляется, а карьерные лифты в организациях такого размера работают не слишком эффективно. При этом в такой компании много экспериментальных проектов, большинство из которых ничем не заканчивается (что нормально). Так или иначе, здесь нужно много толковых инженеров.

Как удерживать таланты в такой ситуации? Ответ прост: сделать их пребывание в офисе максимально комфортным, чтобы границы «работа-отдых» размывались, и люди оказались в «золотой клетке». Это гораздо дешевле, чем пытаться кратно увеличивать эффективность огромной организации, и дешевле, чем настраивать карьерные лифты или воспитывать средний менеджмент, улучшать качество коммуникаций и систему мотивации. Так и появляются массажные салоны, бесплатные поездки в дорогие отели на тимбилдинг и т.д. При этом, скажем, Google, где каждый человек в среднем приносит около миллиона долларов год (это много), может себе это позволить и это обходится ему даже дешевле. В итоге он имеет армию высококвалифицированных технических специалистов.

Как человек, который строит бизнес, я прекрасно понимаю руководство, особенно принимая во внимание конкуренцию за таланты. В таком прочтении «золотые клетки» логичны: чем дольше в компании таланты, тем больше шансов, что один из экспериментальных проектов взлетит. Но гораздо важнее рассмотреть явление с точки зрения самого талантливого человека, который пришел в индустрию.

Снова представим условную ИТ-корпорацию с 15 тысячами инженеров. Сидит у нее где-нибудь в Швейцарии талантливый программист и пишет код. Много хорошего кода – предположим, в пять раз больше, чем средний специалист. Насколько велики шансы, что его заметят и дадут возможность делать что-то более ответственное и важное? Конечно, они не нулевые, – но все же не очень высокие, вспомним про неэффективные карьерные лифты корпораций. Уйти из шикарного офиса с тимбилдингами на берегу озера в горах ему, конечно, тяжело, многие этого не сделают. Однако, по моему опыту, по-настоящему неординарный человек все-таки приходит не на «плюшки», а на интересную задачу – он хочет расти профессионально, создавать продукт, которым будут пользоваться миллионы людей по всему миру.

«Золотые клетки», безусловно, могут – и удерживают – людей, но шансы на то, что те себя реализуют в такой системе, где низкие шансы себя проявить компенсируются разного рода приятными мелочами – снижаются. Более того, человек, постоянно живущий в таких условиях, неумолимо теряет мотивацию, превращаясь в «овоща», который просто не понимает, зачем он работает, его работа становится бессмысленной. Ничем не лучше, впрочем, если он делает это осмысленно. Тут вспоминается фильм «Матрица», где один из героев, говоря о выдуманной реальности, признавался, что понимает – никакого стейка на самом деле нет, это на самом деле просто импульсы, но как же вкусно.

В этом смысле, как я считаю, «золотые клетки» могут быть просто опасны. Это беда для человека, который, может быть, растеряет свой талант и никогда не выйдет из анабиоза. Да и работодателю, естественно, «овощ» не интересен. Лидеры, которые создают неординарные проекты, хотят видеть амбициозного и креативного профессионала. Пара простых примеров.

Недавно я прочитал статью про Маска, который настолько одержим своим проектом, что часто буквально ночует в офисе. Что-то мне подсказывает, что работать с ним по-человечески не очень-то просто, а просыпаясь, он скорее начинает раздавать указания, чем кофе с печеньем. Обратный пример – старейшие автоконцерны, где едва ли люди работают больше 8 часов в день. Они имеют, я уверен, комфортные условия, но каков шанс для большинства из них, что они поучаствуют в прорывном проекте уровня Tesla?

Вот поэтому талантливые люди и идут работать к Маску или в другие многообещающие стартапы. Они понимают, что могут поучаствовать в чем-то глобальном и уехать сразу на пять этажей вверх по карьерной лестнице, а не идти 20 лет к должности начальника отдела и иллюзорному шансу приобщиться к значимому проекту.

Для меня практические выводы давно очевидны: нанимая сотрудников уже двадцать лет, я стараюсь привлечь к нам людей, которым важно получить возможность создать вторую контейнерную технологию, что мы уже сделали в свое время, а не просто сидеть в красивом офисе с бесплатной парковкой. Как мне кажется, для молодого талантливого человека это самая правильная мотивация, и именно такого специалиста я хочу видеть в своей команде. Хотя, конечно, это личный выбор каждого: либо бесплатные приятные «фишки» и спокойствие, либо не такие прекрасные условия стартапа, но возможность поучаствовать в чем-то значимом.

Об авторе. Станислав Протасов – сооснователь и вице-президент компании Acronis