Общение в стареющей компании | Большие Идеи

? Корпоративный опыт

Общение в
стареющей компании

Культура компании отражает стиль ее лидера.

Автор: Ицхак Адизес

читайте также

Цена риска

Юлия Фуколова

Сеть выходит в сеть

Анастасия Миткевич

Хотели бы вы работать в табачной компании?

Рон Ашкеназ

Хотите ли вы изменить свою жизнь?

Грег МакКеон

В своей книге Managing Corporate Lifecycles я описал, как ведет себя стареющая организация. Сейчас я хотел бы сосредоточиться на одном аспекте этого поведения, а именно на процессе коммуникации.

Еще в 1960 году, в Югославии, я обратил внимание на то, как общаются люди на коммунистических собраниях. Тогда я не придал этому особого значения — просто было очень смешно слушать их разговоры. Предложения были длинными и запутанными. Лексика — напыщенной. Позже, когда я консультировал компании в США, я не раз присутствовал на совещаниях в «пожилых» организациях — и наблюдал там похожую картину.

Сейчас я консультирую в России; формально ее правительство отреклось от коммунизма более двадцати лет назад, но на официальных заседаниях там общаются так же, как и раньше.

Способ общения, который я собираюсь описать, по-видимому, связан не с политической системой или культурными особенностями страны, а с определенной стадией жизненного цикла.

В молодых растущих организациях общение обычно происходит напрямую и отличается краткостью. Нередко там используют бранные слова; ругательства и нелицеприятные эпитеты там считаются нормой словоупотребления. В то же время там есть место шуткам и смеху.

В компаниях, поддерживающих такую культуру, люди могут быть очень агрессивными, вести себя оскорбительно, а затем, на следующий день, полностью изменить стиль поведения, стать очаровательными, спокойными и забавными. Они забывают о ярости, которая обуревала их накануне.

Культура компании отражает стиль ее лидера.

В стареющей компании, особенно бюрократической, все наоборот. Никто никого не оскорбляет. Стиль общения — формальный... и запутанный.

Люди разговаривают, но то, что они говорят, может быть истолковано по-разному.

Они используют сложные слова, будто пытаясь произвести впечатление на аудиторию. «Сложные» в том смысле, что иногда вам приходится открывать словарь, чтобы понять, что эти слова означают. Они повторяются, но от этого их сообщения не становятся более ясными. Как раз наоборот. Их сообщения строятся по кругу: каждое следующее предложение отрицает предыдущее.

Они ничего не говорят напрямую и все время как будто на что-то намекают. Они делают высокопарные заявления. Их стиль общения подчеркивает грандиозность идеи и самой компании и преданность общей идее.

Вы видели «сталинские» здания в Москве? Огромные, помпезные, они заставляют вас почувствовать себя ничтожным. Стиль общения, подобно архитектуре, отражает культуру: функциональная задача коммуникации отходит на второй план.

Еще один момент: бюрократическая организация обычно дезинтегрирована. Левая рука не знает, что делает правая. То же самое происходит с коммуникацией: никто никого не понимает. Похоже, что говорящий в случайном порядке соединяет между собой случайные предложения. Однажды я записал речь сотрудника стареющей компании и попробовал переставить в ней предложения. Оказалось, что ни один из пунктов его речи не имел смысла.

Дезинтегрированность компании также отражается на стиле общения. Люди на совещаниях часто запугивают друг друга. В стареющих компаниях они делают это более тонко.

В молодых организациях люди могут начать свое послание словами: «Я устал от этой дискуссии; мы обсуждали это уже много раз, однако ничего до сих пор не сделано…», или «мы теряем время…», или «эта тема слишком мелкая, почему мы тратим на нее столько времени?» Это один из способов заставить участников сменить тему или уступить мнению оратора.

В стареющей компании вы таких фраз не услышите. Там люди действуют более тонко: нанося вам удар, они мило улыбаются.

В СССР, например, все были «товарищами». Сейчас так друг к другу уже не обращаются — теперь в ходу слово «коллега». Однако произносится оно тем же тоном, что «товарищ» в былые времена. «Коллеги, давайте двигаться дальше…»

Культура, обусловленная стадией жизненного цикла организации, находит свое отражение не только в стратегии компании, не только в ее финансовой отчетности и процессах, но и в устройстве офиса, в организации пространства, в выборе мебели, в дресс-коде и в стиле общения.