
читайте также
Каждое поколение создает собственную формулу счастья, в том числе и в профессиональной сфере. То, что было приемлемо для иксов, не подойдет миллениалам и уж точно не понравится зумерам. Новая реальность, изменяющиеся приоритеты и убеждения требуют от компаний включенности и внимательного следования трендам. Без учета новых вводных не получится создать эффективную команду, которая справится со всеми вызовами современного мира.
Deloitte представила итоги исследования, призванного выяснить отношения миллениалов (1983–1994 годы) и зумеров (1995–2006 годы) к работе, — 2025 Gen Z and Millenial Survey. Этот опрос проводится ежегодно уже в четырнадцатый раз и теперь объединяет более 14 000 зумеров и 8000 миллениалов из 44 стран. Опрошенные проходили онлайн-анкетирование, а затем общались с аналитиками. Среди участников опроса — и руководители с высоким доходом, и безработные, а также студенты, которые еще не закончили обучение. «Большие идеи» публикуют обзор исследования.
Карьерный рост и развитие
Отношение каждого поколения людей к работе формировалось и изменялось под влиянием внешних факторов. Старшее поколение миллениалов вышло на работу во время финансового кризиса 2008 года, и им приходилось работать больше за меньшие деньги, чтобы достичь хотя бы такого же уровня жизни, как у их родителей. Многие зумеры же начали карьеру в период пандемии, когда всеобщая изоляция и возможность удаленной работы сместили фокус внимания на баланс между работой и личной жизнью.
Миллениалов и зумеров нельзя обвинить в отсутствии амбиций: они твердо настроены на развитие и прокачивание новых навыков. Но для них успех не всегда связан с достигаторством в профессии: получение руководящей должности — мечта только для 6% представителей поколения Z.
Тем не менее их приоритет — обучение, возможности для которого должна предоставлять компания. Этот аспект вошел в тройку критериев, по которым миллениалы и зумеры выбирают компанию для работы . Также их волнуют поддержка баланса между работой и другими сферами жизни, а также профессиональный рост. В погоне за саморазвитием опрошенные продолжают прокачивать навыки, необходимые для продвижения по карьерной лестнице, в свободное от работы время: 70% зумеров и 59% миллениалов делают это раз в неделю или чаще.
Культуру постоянного развития поддерживает и развитие новых технологий: с появлением искусственного интеллекта (ИИ) сотрудники начали изучать возможности его использования для достижения профессиональных целей.
Но чтобы быть успешными на работе, по мнению опрошенных, недостаточно обладать только «хардовыми» навыками. Они считают, что без высокого уровня развития мягких навыков, знания инструментов тайм-менеджмента и специфического опыта в отрасли расти в карьере будет сложно.
Идеальная карьерная точка для миллениалов и зумеров — компания, условия работы в которой дарят им чувство финансовой защищенности, общественной полезности и благополучия во всех сферах жизни. Их комфорт на рабочем месте во многом зависит от действий руководителей: участники опроса отмечают, что менеджеры предпринимают недостаточно шагов для удовлетворения их потребностей и минимизации стресса на работе. Вместо выполнения своих прямых обязанностей по наставничеству, распределению задач, мотивации персонала, как считают миллениалы и зумеры, лидеры большую часть времени уделяют рутинным делам. Это подтверждают результаты Global Human Capital Trends, в ходе которого выяснили, что только 13% времени руководителей уходит на развитие своих команд.
Гибкость карьеры и периодическая смена рабочего места — отличительные черты миллениалов и зумеров. 31% зумеров и 17% миллениалов сообщают, что они планируют искать новую работу в течение двух лет. Эта тенденция не связана с отсутствием лояльности: подобный подход позволяет респондентам расти в доходе, открывать новые возможности для развития, искать стабильность и добиваться баланса между работой и личной жизнью.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Организация непрерывного обучения для профессионального роста сотрудников.
Оценка навыков, которые необходимо развивать персоналу.
Создание условий для комфортного обучения в условиях напряженной рабочей нагрузки.
Ценность образования
Миллениалы и зумеры пересматривают отношение к высшему образованию. Их беспокоит, что высокая стоимость образования и вовлеченная учеба не могут гарантировать успешную карьеру после окончания вуза: студенты не уверены, получат ли они необходимый для дальнейшей работы практический опыт. Второй после финансов причиной отказа от поступления в вузы стали семейные и личные вопросы — это верно для 34% представителей поколения Z и 42% представителей поколения Y.
Дипломы университетов все еще важны для опрошенных, но традиционная учеба сегодня становится не единственным вариантом. Часть из них, например, утверждает, что для них приоритетнее развиваться в рамках стажировок и других карьерных траекторий (25% зумеров и 22% миллениалов). Треть участников опроса (31% зумеров и 32% миллениалов) в целом заявили о том, что не планируют получать высшее образование.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Оптимизация процесса подбора персонала, например, отмена обязательного требования по наличию ученой степени.
Разработка программ стажировки для кандидатов, которые ищут альтернативу университетскому обучению.
Партнерство с университетами по организации образовательных программ для развития компетенций, необходимых при трудоустройстве.
Интеграция ИИ в рабочие процессы
Более половины опрошенных миллениалов и зумеров активно используют новые технологии не только в повседневной, но и в профессиональной жизни. ИИ помогает им анализировать данные, выполнять творческие задачи, создавать контент, разрабатывать стратегии, оценивать риски и многое другое. Опрошенные убеждены, что такой инструмент высвобождает время для более интеллектуальной и стратегической работы, а также способствует поддержанию баланса во всех сферах жизни.
Но участники исследования (63% зумеров и 65% миллениалов) опасаются, что внедрение технологий в компаниях повлечет за собой сокращение количества рабочих мест, особенно на джуниорских позициях (61% опрошенных в обеих группах), задачи которых постепенно переходят в ведение ИИ.
Тем не менее современную реальность уже невозможно представить без новых технологий, поэтому 17% представителей поколения Z и 19% представителей поколения Y прошли обучение в этой сфере, а 36% и 37% людей этих поколений соответственно планируют сделать это.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Обеспечение прозрачности и доверия по вопросам внедрения ИИ в компании на всех уровнях.
Пересмотр внутренних образовательных программ и акцент в обучении на развитии эмоционального интеллекта, стратегического мышления и эмпатии — областей, в которых ИИ не подкован.
Переосмысление того, как организации находят и развивают таланты. Это может означать переход от жестких требований к стажу к найму на основе навыков и потенциала.
Финансовая незащищенность
Во топе списка проблем зумеров и миллениалов уже четыре года держится растущая стоимость жизни. 48% зумеров и 46% миллениалов отмечают, что они не чувствуют себя в безопасности в финансовом плане, а больше половины представителей этих групп вынуждены жить от зарплаты до зарплаты. Такая ситуация неизбежно влияет на состояние опрошенных: только 36% зумеров и 39% миллениалов, обеспокоенных высокой стоимостью жизни, говорят, что чувствовали себя счастливыми в течение прошедшего года.
Страхи, связанные с деньгами, также негативно сказываются на психическом здоровье в целом. Более восьми из десяти респондентов назвали свое долгосрочное финансовое будущее и повседневные финансовые дела факторами, вызывающими у них чувство тревоги или стресса.
Финансовые проблемы заставляют миллениалов и зумеров искать дополнительные источники дохода. Примерно треть опрошенных имеет еще одну занятость. Но не только денежный вопрос мотивирует их на поиск сторонних проектов. Среди других причин: развитие навыков и отношений (30% в обеих категориях), возможность заниматься хобби (28% зумеров и 30% миллениалов), а также стремление оказывать положительное влияние на общество в целом (25% от обоих поколений).
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Забота о финансовом благополучии сотрудников: необходимо предлагать конкурентную заработную плату и социальные льготы.
Продвижение наставничества, обучающих и развивающих программ, чтобы обеспечить возможности для карьерного роста.
Повышение финансовой грамотности команд.
Важность цели и смыслов
Смысловая нагрузка работы и ее социальный эффект влияют на мотивацию, вовлеченность и удовлетворенность миллениалов и зумеров. 41% первых и 46% вторых заявляют, что профессиональная деятельность находится в центре их идентичности, уступая место только отношениям в семье и с близкими людьми. Так как работа составляет важную часть их личности, участники опроса хотят, чтобы она была значимой. Но для каждого такая цель своя: от финансовых успехов и самореализации до значимого вклада в общество и внутреннего спокойствия.
Оценивая потенциального работодателя, более половины опрошенных в каждой группе обращают внимание на то, к чему движется компания и каких целей можно достичь, работая в ней.
Но если в рамках своей профессии им не удается внести значимый вклад, они инвестируют свое нерабочее время и ресурсы в сторонние проекты, которые помогают им этого добиться. Из-за этого их приоритеты смещаются, и многие сосредотачиваются на поиске работы с высоким доходом, которая позволит держать баланс между профессиональной деятельностью и личной жизнью.
При этом если они не находят приложения своему стремлению создавать что-то важное, это может повлиять на их психическое здоровье: четверо из десяти участников опроса отмечают, что отсутствие смысла в работе усиливает их тревожность.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Определение глобальной цели компании и четкое донесение смыслов до внешней аудитории.
Понимание факторов, которые влияют на мотивацию персонала.
Гиперперсонализированный подход к удовлетворению потребностей сотрудников.
Психологический комфорт
Согласно отчету Deloitte зумеры заявляют, что психическое здоровье их поколения является такой же кризисной точкой, как и финансовая незащищенность. О своем внутреннем состоянии миллениалы тоже беспокоятся, но в меньшей степени.
На благополучие сотрудников в современной рабочей среде влияют несколько факторов:
отношения лидеров и их команд: присутствует ли в команде ощущение психологической безопасности;
структура компании: есть ли возможности для роста и обучения;
принципы работы: достаточно ли власти и гибкости для принятия сотрудниками самостоятельных решений.
Чем меньше стресса на рабочем месте испытывает сотрудник, тем лучше он себя чувствует и тем больше он удовлетворен условиями труда. При этом только 52% зумеров и 58% миллениалов оценивают свое психическое благополучие как хорошее или очень хорошее. А 40% зумеров и 34% миллениалов говорят, что постоянно или большую часть времени испытывают стресс или тревогу. Для трети из них работа является основным источником стресса.
Среди основных причин они выделяют вынужденные переработки, отсутствие признания и токсичные условия работы. Опрошенные считают, что именно руководители должны следить за уровнем стресса и принимать меры по его снижению. Они предложили конкретные шаги:
внедрение гибкого рабочего графика;
проведение психологических тренингов для менеджеров;
формирование инклюзивной культуры труда.
Но в реальности все не так плохо. 62% миллениалов и зумеров говорят о том, что их компания серьезно озабочена психическим состоянием сотрудников, — это на 8% больше, чем в прошлом году. Важно, чтобы эта позитивная тенденция продолжалась, потому что руководители действительно играют определяющую роль в устранении основных причин стресса на рабочем месте.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Реструктуризация процессов.
Установление границ для поддержания баланса между работой и личной жизнью.
Признание заслуг сотрудников.
Предоставление возможностей для развития персонала, в том числе помощь в работе с внутренним состоянием.
Экологическая повестка
Забота об окружающей среде становится одним из ключевых индикаторов отношения опрошенных к компании. С потребительской точки зрения, почти две трети представителей поколения Z (65%) и поколения Y (63%) говорят, что готовы платить больше за экологически чистые продукты или услуги. При этом есть небольшой процент тех, кто обращал внимание на влияние деятельности компании на экологию при трудоустройстве: об этом заявили 23% зумеров и 22% миллениалов.
Повседневные привычки участников опроса тоже подвергаются изменениям в пользу окружающей среды: зумеры и миллениалы стали реже принимать душ, чтобы экономить воду (43% и 47% соответственно), а также начали использовать энергоэффективный транспорт вместо автомобиля (36% и 37% соответственно).
Зумеры и миллениалы хотят, чтобы их работодатели делали больше для мира вокруг: 80% опрошенных считают, что компании могут и должны вкладываться в достижение целей устойчивого развития.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Следование экологической повестке.
Четкое и прозрачное информирование о том, что компания делает в области устойчивого развития.
Что мотивирует зумеров и миллениалов приглашать друзей к себе в компанию?
Deloitte предлагала участникам исследования оценить вероятность того, что они порекомендуют свою компанию в качестве работодателя для близких людей. 28% зумеров и 34% миллениалов поставили самые высокие баллы (9 и 10 б.) и положительно отзывались о своем месте работы. Таких сотрудников называют промоутерами: они транслируют позитивный опыт работы в компании своим близким, повышая имидж организации. Эти люди ощущают себя удовлетворенными как условиями, так и возможностями на рабочем месте.
Если все перечисленные аспекты будут в фокусе внимания руководства, а забота о сотрудниках окажется в приоритете для бизнеса, зумеры и миллениалы станут настоящими промоутерами вашей компании. Вы сможете добиться от них высокого уровня вовлеченности, который будет работать не только внутри, но и вовне, создавая положительный образ компании в инфополе, — уверены в Deloitte.