В объятиях корпорации | Большие Идеи

? Корпоративный опыт

В
объятиях корпорации

В прошлом номере мы опубликовали статью социолога Галины Градосельской «Невольники в галстуках: изнанка корпоративной культуры». Автор, внимательно изучив российские компании изнутри, делает вывод: недовольство корпоративными правилами в рядах простых сотрудников сильно как никогда, однако топ-менеджмент предпочитает этого не замечать

В объятиях корпорации

читайте также

7 способов быть счастливым на работе

Джеффри Стибел

Три мира информационных технологий

Эндрю Макафи

Компьютер против интуиции

Клигер Дэвид,  Кунцель Натан,  Оунз Дениз

Как переосмыслить свою карьеру после пандемии

Дори Кларк,  Томас Чаморро-Премузик

Виталий Несис, генеральный директор ОАО «Полиметалл»

Многое в статье подмечено очень точно: навязывание корпоративных стандартов, идеологическое зомбирование и т.д. Я могу привести похожие примеры из собственного опыта. Выводы, правда, получились немного романтическими: противопоставление бесчувственного менеджера и независимого свободолюбивого профессионала выглядит чересчур уж идеалистически. Это лишь две крайние точки. К тому же всегда понятно, на чьей стороне будет читатель: независимость импонирует всем, а вот, скажем, в слове «иерархия» многим слышится почти ругательство.

Сам я сделал бы такой вывод. Действительно, в очень многих российских компаниях сформировалась культура, которая не способствует нормальной работе. Причина ее появления очевидна: общая философия отдельных предпринимателей, стремительно обогатившихся в ходе приватизации. Симптомами их «кессонной болезни» стали отсутствие долгосрочных целей, мания величия и неадекватная оценка своих успехов. А так как организация — это всегда физическое воплощение ее владельца, все эти признаки в полной мере в них и проявились — нацеленность лишь на быстрый результат, хищничество. Уменьшить пагубное влияние такого владельца на бизнес наемный директор, как правило, пытался формальными методами: кодексами, корпоративными гимнами, тимбилдингами. К тому же истинные цели и установки было просто стыдно оглашать, поэтому приходилось маскировать их разного рода мишурой. Так рождалась глубоко лицемерная корпоративная культура. Нормальные люди, которые задумываются не только о материальных благах, но и о сущностных вещах, работать в таких условиях не могут. Растиражированная фраза о том, в какое место должен идти человек, у которого нет миллиарда, очень точно отражает ценностные установки целого класса предпринимателей и уровень корпоративной культуры в их компаниях. Положительные изменения начнутся только тогда, когда эти люди станут стремиться к чему-нибудь другому, кроме прибыли в 100%.

Игорь Ахмеров, президент Avelar Energy Group

Прежде всего я не согласен с утверждением, что корпоративная культура в России пребывает в глубоком кризисе. Дело в том, что статья у автора получилась двухмерной, а должна быть трехмерной. Безусловно, корпоративная культура себя изживает, но так же, как изживают себя семейные отношения, государственный строй или любая другая система. То есть на каком-то этапе развития, а не в принципе. Все зависит от организации. В бурно растущих компаниях корпоративная культура не просто есть, она играет колоссальную роль, и никаким кризисом здесь и не пахнет. Другой вопрос, что очень часто, когда динамичный период заканчивается, люди перестают созидать и начинают делить портфели. Вот тогда происходит то, о чем написано в статье. И мне кажется, что, говоря о корпоративной культуре, нужно проводить грань между устоявшейся компанией и динамичной. Все просто: когда бизнес растет, обещания руководства совпадают с его действиями, поэтому люди им верят. Тут даже насаждать ничего не надо. Когда в 2002 году я работал в «ТНК», у нас была очень простая культура: «Мы всех порвем». И на всех уровнях люди разделяли эту точку зрения — потому что компания росла такими темпами, что времени на цинизм просто не оставалось. Посмотрите на Google, огромную, к слову, корпорацию. Не думаю, что опрос дал бы там такие же результаты. И в этом смысле для меня очевидно, что в организациях, в которых проводил исследование автор, надо менять топ-менеджмент — он засиделся, заскучал, оттого и люди недовольны. Очень часто такие проблемы бывают у руководства, которое пытается писать корпоративную культуру в кабинетах. Получается в итоге плохо, но не потому, что слова они придумывают плохие, а потому, что слова эти расходятся с делом.

Сейчас кризис очень четко разделил компании на два лагеря: тех, кто от него страдает, и тех, кто пользуется моментом. И я почти уверен, что у вторых никаких проблем с корпоративной культурой нет.

Борис Щербаков, вице-президент корпорации Oracle, генеральный директор Oracle в СНГ

Автор в целом верно расставил акценты — проблемы с корпоративной культурой действительно есть. А вот с выводом я не согласен: да не будет никогда никакой революции «снизу» в корпорации. Ну да, сотрудники могут выйти на демонстрацию, побурчать — и все. Да и это по большому счету ничего не даст: корпорация даже не заметит таких протестов. В крайнем случае недовольные вылетят с работы. Мы все это уже проходили, так было еще при Советском Союзе: не хочешь работать — «до свидания».

Зачем вообще насаждаются корпоративные правила? Почему-то считается, что, подведя людей под единые стандарты, ими легче управлять. Это уже сам по себе неоднозначный посыл, хотя логику тех, кому он кажется верным, я понимаю. Можно ли без этого обойтись, вот вопрос. Думаю, можно и нужно. Стандартизировать какие-то процедуры, конечно, все равно придется, но зомбировать людей, превращая их в солдат, глупо, такой необходимости нет. В этом смысле очень велика роль первого лица в компании: будет ли он бездумно насаждать догмы или попробует подумать и отсеять ненужные. Последнее получается далеко не у всех.

В России эта проблема усугубляется еще и низким уровнем культуры, но и Запад идеализировать я бы не стал: маразма там не меньше, чем у нас. Да, люди там чуть посвободнее: могут ходить с серьгой в ухе или в каких-нибудь странных одеждах. Но это показное: заходя в board room, все они сходу унифицируются и забывают о вольнодумстве. Так что везде проблемы примерно одинаковые.

Закончу я свою мысль так: да, корпоративная культура в том виде, в котором мы ее сейчас наблюдаем, плоха и, наверное, нужна какая-то новая ее форма. Но лучше пока что ничего не придумали.