читайте также
Чувство долга в крови у большинства руководителей. Они постоянно ощущают груз ответственности перед акционерами и клиентами, а тем более перед сотрудниками организации, для которых работа — это источник существования.
Не удивительно, что, когда дела идут неважно, многим руководителям кажется, что они должны не только отдавать распоряжения, но и брать всю игру на себя. Это заложено в самой природе руководителя: в трудной ситуации он кричит: «Отдай мяч мне!» Повинуясь инстинкту, он начинает закручивать гайки — пересматривает расходы, ужесточает требования к проектам и новым продуктам, перенаправляет все ключевые вопросы вышестоящему начальству, следит, чтобы сотрудники были максимально загружены, закрывает второстепенные направления бизнеса и т.д. Руководители обсуждают насущные проблемы в узком кругу за закрытыми дверями, а общие собрания трудового коллектива отменяются. Все это приводит к централизации власти.
В разгар кризиса руководители часто забывают о том, какую мощную поддержку может им оказать коллективный разум организации. Вместо того чтобы самому вести мяч, боясь выпустить его из рук и передать кому-нибудь еще, лучше направьте в нужное русло энергию и идеи сотрудников. В тяжелые времена руководитель должен следовать нескольким правилам.
Ставить высокие цели. Покажите людям привлекательную цель и пробудите их энтузиазм, ставя перед ними интересные задачи. При этом не зацикливайтесь на будничных проблемах и не давайте подсказок.
Укреплять атмосферу доверия. Не отменяйте общих собраний, не подстегивайте внутреннюю конкуренцию и не сокращайте расходы на обучение. Поощряйте сотрудничество, поддерживая общение и обмен знаниями в коллективе.
Не стойте на месте. Убедитесь, что в компании нет «единственно правильных» точек зрения, что люди открыты новому. Не отменяйте деловых поездок и не ограничивайтесь сотрудничеством только с проверенными партнерами. Знакомьте сотрудников с новыми идеями и сами относитесь к ним серьезно. Ищите новые направления для бизнеса. Проводите мозговые штурмы и анализируйте разные сценарии развития. Организовывайте разные тренинги, экспериментируйте. Вкладывайте средства в повышение квалификации сотрудников.
Этих трех принципов придерживался Йорма Оллила, генеральный директор Nokia. Следуя традициям компании, он всегда выступал за кооперацию и взаимодействие сотрудников, работающих в разных странах. Он заставлял новых руководителей много путешествовать, чтобы они заводили личные связи с широким кругом полезных людей по всему миру. Ничто не могло заставить его поступиться своей заветной целью — создать информационное общество, в котором благодаря развитию ИТ все получат равный доступ к информации.
Можно следовать столь честолюбивым целям и в самые трудные времена — и это не мешает руководителям распределять обязанности между многими людьми. Экономический спад — не повод для тотального контроля. Он дает вам шанс вдохновить подчиненных на новые достижения, научить их мыслить более творчески. Отдайте пас своей команде.