Размышления шестикратного CMO | Большие Идеи

? Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Размышления
шестикратного CMO

Интервью с Джо Триподи, занимавшим должность директора по маркетингу в шести крупных компаниях

Автор: Дэниел Макгинн

Размышления шестикратного CMO

читайте также

Даже женщины убеждены, что мужчины креативнее их

Эдамс Кейт брала Интервью

Как нанять сотрудника, которого вы никогда не видели лично

Дэвид Буркус

За природу — всем миром

Бильман Эрин,  Джон Уолен,  Нидумолу Рэм,  Эллисон Джиб

«Я больше не могу!»: пять шагов к полезным изменениям в 2021 году

Элизабет Грейс Сондерс

В далеком 1989-м Джо Триподи впервые занял пост директора по маркетингу в Mastercard. С тех пор он успел поработать в той же должности в Seagram’s, Bank of New York, Allstate, Coca-Cola и Subway. Он рассказал HBR о том, как менялись задачи CMO.

HBR: Как изменилась роль директора по маркетингу с того момента, как вы впервые заняли эту должность?

ТРИПОДИ: Изначально СМО занимались в основном рекламой и коммуникациями. Сегодня главный маркетолог должен стимулировать рост бренда и бизнеса и вовлекать в этот процесс другие подразделения. Огромное внимание уделяется анализу данных, сегментированию клиентов и таргетингу. Будущее за аналитикой: она направляет маркетинг, позволяя не идти наобум. На первом плане — потребитель и взаимодействие с ним. Все чаще CMO отвечает за удовлетворенность клиента. Легко писать маркетинговые планы в башне из слоновой кости — но воплощать их придется там, где покупатели: в ресторанах и магазинах.

Как с эволюцией задач СМО преобразился ваш рабочий день?

Сегодня я больше сижу за компьютером, анализируя и интерпретируя данные, и меньше общаюсь с ­рекламными агентствами. Поскольку моя должность глобальна, я много думаю о масштабировании идей и объединении коллектива. Я уже не фокусируюсь на проблемах конкретной страны, а действую как стратег и лидер, стимулируя обмен информацией и опытом между регионами. Нам нужно проактивно управлять сетями — я имею в виду сети групп интересов и групп, влияющих на бизнес извне: это аналитики, блогеры, знаменитости, НКО, поставщики и органы власти. Но главное — привлечь с помощью цифровых инструментов группы потребителей. Сейчас актуальны совсем не те умения, что в начале моей карьеры.

Изменился ли взгляд гендиректоров на вашу роль?

Даже в крупных организациях главной задачей СМО до сих пор часто считают рекламу. Я стараюсь расширить этот взгляд. Реклама — лишь малая часть построения бренда и роста бизнеса. Директор по маркетингу должен отвечать за НИОКР, инновации, ценообразование, упаковку, удовлетворенность клиентов и многое другое. Глупо придумывать яркую рекламу и запускать ее в прайм-тайм, если сама по себе она не даст результата. Впрочем, многие CMO только укрепляют ошибочное представление о своей роли.

Каким образом?

Вступив в должность, они первым делом анализируют рекламу, нанимают другое агентство и запускают новую кампанию. Отсюда ожидания гендиректора, что именно реклама спасет положение. Когда же она не дает видимого эффекта, руководство решает, что главный маркетолог не справился с обязанностями, и увольняет его. Но проблема могла заключаться в дистрибуции, цене или качестве продукта. Не стоит думать, что серьезные бизнес-задачи можно решить одними маркетинговыми коммуникациями. В Coca-Cola я был седьмым СМО за 10 лет. Помню, как сказал рекрутерам: «Такая текучка вредна для компании, вам нужно что-то с этим делать». Теперь я горд, что продержался там больше семи лет.

Можно ли сказать, что маркетинг всегда критикуют, потому что от него во многом зависит прибыль?

Да. Мы работаем в условиях неопределенности, при этом всегда отвечаем за окупаемость солидных вложений в рекламу. У нас сложные отношения с финдиректором. Мы должны постоянно доказывать, что затраты на маркетинг окупаются. Кроме того, реклама — это как образование или медицина: каждый мнит себя экспертом. Коллеги, общественность, франчайзи, пенсионеры — все советуют и критикуют. Это тоже создает проблемы.

Те обязанности, которые за последние годы легли на плечи директоров по маркетингу, перешли от других топ-менеджеров?

Не думаю. На нас никто не перекладывал свои задачи — просто появляются новые способы взаимодействия с клиентами: соцсети, интернет-магазины. Кстати, они во многом завязаны на ИТ. Сегодня, если СМО не взаимодействует с CIO, у компании будут проблемы с эффективностью.

Раз эта должность такая неоднозначная, не стоит ли кандидатам повнимательнее присматриваться к потенциальным работодателям?

Надо разузнать побольше о компании. Рекрутеры могут говорить не всю правду. Объявление о вакансии — та же реклама, маркетологу ли этого не знать. Когда я стал CMO в Bank of New York, мне сказали, что им нужна клиентоориентированность. Но вскоре я понял, что вкладываться в нее никто не хотел. Так что долго я там не протянул. Нужно учиться на ошибках. Мне стоило побольше узнать о будущем работодателе. С тех пор узнаю.

Как убедить генерального пересмотреть вашу роль в компании?

Нужно обсудить ее, прежде чем соглашаться на пост. Как будут оцениваться успехи? Если с вами связывают ожидания роста, будут ли у вас рычаги влияния на этот рост? Готова ли компания к долгосрочным инвестициям в новые возможности и инфраструктуру? Удастся ли вам договориться о критериях эффективности? Если нет, вас ждет провал.

Какими качествами должен обладать директор по маркетингу?

Надо уметь жить с противоречиями. Стимулировать рост компании — но без ущерба для среды. Мыслить глобально, действовать локально. Представлять бренд как вечный — и вечно актуальный. Заботиться о качестве, помня об экономии. Предлагать широкий ассортимент, не перегружая цепочку поставок. Понадобятся сообразительность, гибкий ум и умение находить компромисс.

Сложно ли CMO менять отрасли?

Мне было несложно. Принципы маркетинга универсальны — просто применять их приходилось то к кредитным картам, то к страховкам, то к напиткам и сэндвичам. Конечно, в каждом бизнесе свои нюансы, свой язык, но коллеги все объяснят и подскажут. Я чаще вижу другую проблему: в объявлениях о вакансии CMO компании выбирают слишком узкие формулировки, опрометчиво отвергая представителей других отраслей.

Где вы были особенно успешны?

Трудно назвать одну компанию: в каж­дой были свои задачи. Мы хорошо поработали в Allstate — компания стала более клиентоориентированной и активной в маркетинге. Нам повезло с генеральными — Эдом Лидди и Томом Уилсоном. Они позволили мне делать то, что раньше в этом сегменте никто не делал. Мы изучили весь путь клиента — от получения ценового предложения до разрешения проблем — и выявили слабые места. Затем мы прорабатывали эти моменты, сглаживая неудобства. Я горжусь инфраструктурой международного обслуживания, созданой в Mastercard, и кампанией «Бесценно». В Coca-Cola маркетинг всегда был на высоте, и я горжусь людьми, которых мы нашли для нее и которые теперь продвигают компанию в цифровом мире.

Что было сложнее всего в Subway?

Была задача трансформировать бизнес, бренд и культуру. Этой компанией владеют две семьи, и ей принадлежат почти 45 тыс. ресторанов в 112 странах. Но ей не хватало инфраструктуры для поддержки такого крупного бизнеса. Во многом она до сих пор управляется как семейный ресторанчик — и здесь есть как плюсы, так и минусы. За последние 50 лет Subway стала величайшей франчайзинговой машиной! Я помогаю ее руководству создавать структуру, ориентированную на рост, и разрабатывать стратегии для разных рынков. Это едва ли не самый громкий вызов в моей карьере. Он будоражит и пугает одновременно.

Что посоветуете молодым маркетологам, мечтающим стать главными?

Во-первых, набраться навыков в разных сферах. Это могут быть коммуникации, соцсети, дизайн, операционный и коммерческий маркетинг, продвижение бренда, ИТ, развитие бизнеса и продажи. Во-вторых, пожить, поучиться и поработать за рубежом. В-третьих, попробовать себя в разных отраслях. После бизнес-школы я сразу занялся стратегическим планированием в Mobil Oil и узнал все о работе крупной международной компании. Это была отличная база. В общем, стремитесь накопить больше разного опыта: он непременно пригодится.