Когда слово «бюрократия» стало ругательством | Большие Идеи

? Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда слово «бюрократия»
стало ругательством

Термин бюрократия

Автор: Старбак Уильям

Когда слово «бюрократия» стало ругательством

читайте также

Типы подчиненных: что должен знать руководитель

Барбара Келлерман

Что мешает женщинам стать топ-менеджерами

Бризендин Луан

Ваши алгоритмы не защищены от хакеров

Кира Радински

Настоящие лидеры округа Колумбия

Новаторам и бюрократам редко удается найти общий язык. Именно из-за чрезмерно сложной структуры управления и громоздких процедур часто не удается претворить многообещающие идеи в инновационные продукты или смышленые, ловкие новички обходят зрелых конкурентов.

У противостояния новаторов и бюрократов долгая история. В 1665 году, когда французская экономика переживала нелегкие времена, король Людовик XIV назначил генеральным контролером финансов Жана Батиста Кольбера. Кольбер преследовал нечистых на руку чиновников, заставив их подчиняться новым, обязательным для всех правилам, и реорганизовал торговлю и промышленность на основе принципов меркантилизма.

В 1751 году интендантом торговли Франции стал Жан Клод Мари Венсан де Гурне. Этот экономист был ярым противником созданной Кольбером системы и множества правительственных директив, которые, по его мнению, лишь подавляли деловую активность. Он-то и придумал термин бюрократия (от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство), имея в виду правительство, состоящее из бесчувственных чиновников, которые слепо следуют правилам, не заботясь об интересах дела.