Автономия во вред | Большие Идеи

? Корпоративный опыт

Автономия
во вред

Для глобальных компаний их российские активы становятся глубоким захолустьем

Автономия во вред
Валентина Ткач

читайте также

Что делать, если вам кажется, что на вашей карьере поставлен крест

Вирджиния Бакингем

Перестаньте заниматься бесполезными делами

Присцилла Кламан

Кто и как зарабатывает на ваших данных?

Дмитрий Изместьев

Преодолеть сложность внутри себя

Рон Ашкеназ

Взаимоотношениям штаб-квартиры глобальной компании и ее зарубежных подразделений посвящены горы литературы. Насколько самостоятельными должны быть филиалы в других странах? Кого ставить в руководство компании: местного лидера или выходца из «метрополии»? Как переносить созданную в другой стране стоимость в материнскую компанию?

Все эти вопросы не имеют однозначного ответа: многое зависит от конкретной страны и отрасли, от доверия штаб-квартиры к руководителю филиала, наконец, от политической обстановки и регуляторной среды страны, в которой глобальная компания ведет бизнес.

Группа исследователей из Высшей школы экономики (ВШЭ) и РАНХиГС под руководством профессора ВШЭ Игоря Гуркова предложила классификацию, описывающую положение зарубежного подразделения в отношении материнской компании, которое зависит от ответов на два вопроса:

1) насколько к зарубежным активам применим стандартный инструментарий управления бизнесом?

2) насколько легко можно пополнять стоимость зарубежного подразделения и извлекать ее?

В зависимости от ответов на эти вопросы активы относят к одной из категорий: ядро, предместье, фронтир, захолустье или дальняя периферия (см. рис. 1). Ученые поставили перед собой вопрос о месте российских активов в структуре своих материнских компаний.

Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе (2012—2013 гг.) ученые посетили 18 российских заводов 16 зарубежных компаний, провели интервью с их руководителями и осмотрели производственные линии. В 2014 году вновь опросили руководителей и глобальных менеджеров и собрали данные о наиболее значимых решениях зарубежных корпораций в России. Затем в 2014—2016 годах были проинтервьюированы те же люди из числа руководителей отечественных подразделений международных корпораций и ответственные лица в их материнских компаниях.

Ученых интересовало то, как глобальные штаб-квартиры учитывают особенности управления российскими предприятиями. Их наблюдения показывают определенную динамику. К 2010—2012 году у западных корпораций сложилась активная модель развития российских производственных подразделений: упор делался на создание в России современных производств, по уровню нередко превосходящих средние предприятия материнской компании. Российские активы наращивали каскадным методом: на новые российские заводы направляли команду запуска из компетентных инженеров и рабочих, уже успевших поработать на предприятиях компании или обученных за рубежом. При этом даже на самых успешных предприятиях сохранялся жесткий контроль со стороны штаб-квартир: любые проекты, связанные с покупкой оборудования, требовали согласования и утверждения на уровне региональных либо глобальных штаб-квартир. В целом к 2012—2013 году российские подразделения заняли достойное положение в иерархии зарубежных филиалов западных компаний. Часть из них стали ядерными для своих компаний, а часть — уверенно продвигалась к корпоративному ядру. Именно в этот период были разработаны и начали реализовываться проекты строительства новых заводов, введенных в строй в 2014—2016 годах.

Эта модель, однако, оказалась весьма неустойчивой с точки зрения дальнейшего роста и, главное, финансовой отдачи. Во-первых, в ряде секторов западные корпорации к тому времени добились полного преимущества. В 2012 году, например, им принадлежали 90% табачного и автомобильного рынков, более 85% российского рынка пива и некоторых стройматериалов. Расти было попросту некуда, потому что все заслуживавшие внимания заводы или просто удобные площадки уже были скуплены. Во-вторых, масштабы российских отделений бизнеса стали столь велики, что им необходимо было предоставить больше самостоятельности, чем обычным «ядерным» активам.

К концу 2014 года экономическая ситуация в стране сильно изменилась. Однако, несмотря на резкое падение рынка, большая часть зарубежных владельцев приняла решение достроить заводы, близкие к сдаче, и не закрывать действующие предприятия. К 2017-му западные корпорации освоили тактические приемы работы на стагнирующих и падающих рынках и четко идентифицировали сохранявшие рост сегменты местного рынка, связанные с падением импорта потребительских и про-мышленных товаров и с импортозамещением. Однако стратегически зарубежные корпорации осознали, что возможности добавлять стоимость в российские активы (ввоз оборудования, кредиты) и особенно извлекать ее путем отчислений в материнскую компанию весьма ограничены.

Очевидно, что российское производственное подразделение зарубежной корпорации не имеет шансов остаться в составе «ядра», «ближнего предместья» или «дальней периферии», поскольку извлечь из него ценность можно только путем отчислений от чистой прибыли в пользу материнской компании, а прибыль совсем невелика.

По всем признакам российские предприятия из ядра перемещаются в захолустье или, в лучшем случае, во фронтир. Интересно, что при этом «мандат» (круг решаемых вопросов) российского подразделения не урезается, а сохраняется или даже расширяется, и оно вынуждено решать возникшие проблемы собственными силами. Подобное положение может быть весьма комфортным, так как дает подразделениям высокую автономию в текущей деятельности. При этом, несмотря на снижающуюся конкурентоспособность и прибыльность, штаб-квартира не спешит от них избавляться: на них попросту нет покупателей. Что же будет с этими активами дальше?

«Улучшение общеэкономической ситуации в России может привести к парадоксальным явлениям — в частности, к массовому выходу иностранных корпораций из российских активов путем продажи предприятий российским компаниям либо зарубежным корпорациям второго эшелона из развивающихся стран», — пишут авторы. Общие объемы производства сохранятся, но уровень технической эффективности неизбежно понизится, так как предприятия лиша-тся притока уникальных ноу-хау и технологических решений, которыми обладают передовые глобальные корпорации. Проблематичным станет и использование известных западных брендов: за них теперь требуется выплачивать реальные роялти.

Вывод авторов такой: для того, чтобы в России росли производства ведущих зарубежных корпораций, нужны новые подходы в экономической политике. «Наиболее простое решение, которое, однако, потребует смены менталитета российских регуляторов, — это снятие всех условий “уровня локализации” для признания компании российским предприятием со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. А для ИТ

и сервиса требования локализации вообще бессмысленны — не важно, где возникла новая технология или модель бизнеса, главное, чтобы она была уместна в России и приносила прибыль компании», — говорит Игорь Гурков.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ: Gurkov I., Morgunov E., Saidov Z., Arshavsky A. (2018) Perspectives of Manufacturing Subsidiaries of Foreign Companies in Russia: Frontier, Faubourg or Sticks? Foresight and STI Governance, vol. 12, no 2.

«Кто лучше нас знает реалии рынка?»

Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России, Казахстане и Центральной Азии, рассказал «renchen.ru» о том, как действует материнская компания Dell в отношении его подразделения. Вот несколько отредактированных выдержек из его интервью.

В каких продуктовых областях Dell занимает значительную долю российского рынка?

Группа Dell Technologies, объединяющая семь компаний — Dell, Dell EMC, RSA, Pivotal, SecureWorks, Virtustream и VMware, — традиционно занимает позиции среди лидеров рынка в сегментах систем хранения данных и серверных решений. Это подтверждают отчеты аналитиков: данные доступны в открытых источниках. Однако надо иметь в виду, что Dell Technologies позиционируется как поставщик всего стека комплексных ИТ-решений, а не отдельных продуктовых линеек: от поставки персональных компьютеров до решений для центра обработки данных и облака.

Насколько глобальная компания Dell заинтересована в развитии бизнеса в России?

Россия — ключевой рынок для корпорации. Мы не испытываем дефицита внимания со стороны руководства компании, топ-менеджеры часто посещают нас, встречаются с заказчиками и партнерами. В частности, на Dell Technologies Forum всегда приезжают представители корпорации — они открыты к общению, делятся опытом и достижениями. Кроме того, наши разработчики в Санкт-Петербурге — полноценная часть международной команды инженеров, они принимают участие в создании и разработке продуктов для заказчиков по всему миру.

Самостоятельно ли российское подразделение в выборе клиентов и партнеров?

Конечно. Кто лучше нас знает реалии рынка? Но, будучи частью международной коммерческой структуры, мы используем глобальную партнерскую программу и инструменты, стандарты, которые едины для всех. Это важно, так как помогает сохранять высокий уровень во всех аспектах ведения бизнеса и быть уверенным, что бизнес-процессы и коммуникации выстроены верно.

А в кадровой и ассортиментной политике?

В HR мы также применяем разработанные глобальной компанией инструменты и вопросники, которые помогают проводить отбор и собеседование кандидатов. Кроме того, есть большое количество образовательных и тренинговых инструментов, помогающих персоналу быть в курсе всех нововведений и изменений. Но локальная HR-команда многое делает сама для привлечения внимания к ИТ-индустрии, нашей компании и популяризации ИТ-профессии. Например, мы снимаем видеоролики, чтобы знакомить кандидатов с командой и задачами, которые им предстоит решать вместе с нами; принимаем участие в мероприятиях и активно взаимодействуем с ведущими HR-порталами. Я бы сказал, что это дорога с двусторонним движением: глобальные стандарты и местные программы и мероприятия. В ассортиментной политике мы следуем глобальному плану запусков продуктов, которые поставляются в Россию, как и в любую другую страну.

Какие виды поддержки Dell в России получает от материнской компании?

Мы используем глобальные стандарты и процедуры, как и все международные компании. Это позволяет поддерживать должный уровень ведения бизнеса в любом офисе в любой стране и дает уверенность нашим клиентам и партнерам, что все бизнес-процессы будут осуществляться на высшем уровне, прозрачно для всех сторон и с уважением.

Как повлияли на бизнес Dell в России двусторонние санкции?

Не думаю, что уместно давать комментарии по этому вопросу.