Зловещий культ или культура | Большие Идеи

? Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зловещий культ
или культура

Почему корпоративная культура может погубить сотрудников

Автор: Манфред Кетс де Врис

Зловещий культ или культура
Bruno Aguirre/Unsplash

читайте также

Три принципа успешного управления проектами

Эрик Найт

Успевайте жить

Борис Щербаков

Как заставить социальные сети работать на вас

Миллер Лоуренс,  Христакис Николас

Три стратегии успешного выступления на английском

Дебора Грейсон Ригель

У каждой компании есть своя культура. Ее образуют ценности и нормы, определяющие свойственное организации поведение. Корпоративная культура влияет на то, как вы работаете. Если эта культура здоровая, компания может привлекать и удерживать мотивированных сотрудников, объединять их вокруг общей цели и достигать высоких результатов.

Однако добровольное сближение вокруг общей цели иногда оборачивается в нечто зловещее. Даже здоровая корпоративная культура может запросто превратиться в культ — вне зависимости от намерений тех, кто стоит во главе организации. Многие популярные компании ходят в этом смысле по самому краю. Apple, Tesla, Zappos, Southwest Airlines, Nordstrom, Harley Davidson — вот лишь некоторые примеры корпораций, которые сначала приобрели культовый статус у потребителей и теперь культивируют похожие поведенческие паттерны среди подчиненных.

Как понять, что в компании существует корпоративный культ? По уровню контроля над мыслями и поведением сотрудников со стороны менеджмента. Такой контроль начинается на стадии приема на работу, когда потенциального сотрудника оценивают на соответствие принятым в компании правилам. Получив работу, он начинает замечать, как система стимулов и рабочие процессы требуют приспособления к существующим нормам поведения. Те, в свою очередь, определяют, как сотрудники общаются между собой, принимают решения, оценивают друг друга. От соответствия этим нормам зависит, кого возьмут на работу, с кем расстанутся, а кто получит повышение. В такой среде коллективное мышление берет верх, а индивидуализм утрачивает свою ценность.

Некоторые компании доходят до того, что позиционируют себя как замену семье и друзьям, изолируя — иногда намеренно — сотрудников от поддержки из внешнего мира. Не оставляя времени для отдыха, отпуска и развлечений, компании побуждают сотрудников к тому, чтобы вся их жизнь строилась вокруг работы.

Как заметить, что культура вашей компании превращается в культ?

Один из верных признаков — это язык. Корпоративным культам свойственно создание собственной терминологии для укрепления чувства принадлежности. Например, в Disney сотрудники — это «актерский состав», клиенты — «гости», а территория развлекательных парков компании — «сцена». При поломке аттракциона тут принято использовать код «101».

Еще один тревожный звонок — это ритуалы. Такие ритуалы не всегда признак серьезной проблемы, но порой свидетельствуют именно о ней. Много лет назад, когда я работал в IBM, мне в руки попала удивительная книга. Это был сборник песен, чуть ли не боготворящий легендарного первого CEO компании Томаса Уотсона-старшего (он был издан по его указанию). Крупнейший ритейлер Walmart до сих пор заставляет своих сотрудников кричать корпоративный девиз. Несмотря на то, что такие ритуалы выглядят достаточно архаичными в Европе и Америке, они все еще пользуются популярностью у многих азиатских компаний. В Yamaha Motors по-прежнему поют корпоративную песню, написанную еще в 1980 году. Сотрудники производителя точных инструментов Horiba поют песню «Joy & Fun», а рабочие железнодорожной компании JR Kyushu на обеденных перерывах слушают музыкальный номер «Романтичные железные пути».

Не так давно я оказался в забитой до отказа аудитории на еженедельном собрании ведущего американского ИТ-гиганта. Публика открыла сессию привычным, как я выяснил позже, девизом: все присутствующие хором трижды произнесли имя компании. После этого пригласивший меня на мероприятие CEO принялся под гром аплодисментов раздавать награды лучшим сотрудникам недели. В какой-то момент мне показалось, что я попал на церковную службу. После награждения сотрудники отправились на барбекю. И я заметил, что почти все они были одеты в те же цвета (черный и серый), что и CEO компании.

Энтузиазм присутствующих, несомненно, впечатлял, но кое-что заставило меня задуматься. На протяжении недели я брал интервью у менеджеров и сотрудников компании. В процессе мне стало ясно, что мало у кого из них есть жизнь за пределами компании. Многие были разведены или разлучены с близкими людьми. Один менеджер утверждал, что ходит домой только для того, чтобы переодеться, и добавил, что мог бы делать это и в велнесс-центре. Если посмотреть на вещи с такого ракурса, то корпоративные еженедельные праздники выглядят скорее мрачно, чем весело.

Чрезмерное количество мотивирующих речей, слоганов, подкастов, клипов на YouTube-канале компании, коллективных песен и упражнений для тимбилдинга должны настораживать. Каждый раз, когда появляются условия, в которых человек чувствует себя отстраненным из-за того, что и как он думает и чувствует, организация ступает на путь создания культа. В конечном итоге это вредно для бизнеса — жесткие рамки такого поведения подавляют инновации, подвергая опасности будущее компании.

Если вы работаете в компании топ-менеджером, вам следует на ранней стадии научиться распознавать признаки психологически подавляющей культуры. Задайте себе вопрос: почему сотрудники разделяют идеи компании? Они осознанно понимают и принимают эти идеи или у них просто нет выбора? Мотивирует ли компания своих сотрудников на развитие вне работы и личную жизнь? И самое важное: поощряет ли она индивидуальность и нонконформизм, ведущие к открытиям?

Ключевой индикатор лидерских качеств — умение раскрывать и использовать потенциал идущих за вами людей на пользу компании, а не создание порабощающей их корпоративной культуры.

Чтобы раскрыть потенциал сотрудников, менеджерам всех уровней необходимо поощрять критическое мышление и здравый смысл, ценить индивидуальность, демонстрировать аутентичность и грамотно использовать сильные стороны каждого сотрудника. Разумеется, компания нужно приводить нормы поведения к единому знаменателю. Здоровая культура предполагает обучение, основанное на опыте других сотрудников, общие ценности, поощрение заслуг и конкуренцию, открытый диалог, совместный досуг и командную работу. Но не менее важна и возможность ведения здоровых споров, в которых люди могут подвергать сомнению определенные ценности и нормы и выражать собственную точку зрения. Культура, которая перестает принимать разнообразие и несогласие, превращается в культ.

Об авторе. Манфред Кетс де Врис (Manfred F. R. Kets de Vries) — психоаналитик, бизнес-коуч, профессор бизнес-школы INSEAD.