Восемь основных качеств успешных лидеров | Большие Идеи

? Лидерство

Восемь основных качеств
успешных лидеров

Рождаются ли лидерами или становятся? Профессор Гарвардской бизнес школы Линда Хилл убеждена, что лидерские качества можно в себе развить

Автор: Ребекка Найт

Восемь основных качеств успешных лидеров
HBS

читайте также

Выдающихся лидеров отличает любопытство

Билл Тейлор

Иммунитет к выгоранию: используйте стресс себе на пользу

Канди Уинс

Три шага, которые помогут изменить жизнь и карьеру после пандемии

Эрминия Ибарра

Семь секретов суперпродуктивных людей

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Становление успешного лидера — это путь непрерывного обучения и роста. Это процесс не прекращается, пока человек принимает вызовы, получает обратную связь, налаживает и укрепляет связи и культивирует взаимопонимание. В этой статье автор описывает восемь наиболее важных лидерских качеств, изложенных профессором Гарвардской школы бизнеса Линдой Хилл, одной из ведущих мировых экспертов по лидерству. Линда утверждает, что сверхчеловеческие способности не даются звездным лидерам от рождения. Скорее, такие люди склонны ставить себя в ситуации, когда им приходится учиться, адаптироваться и расти — это непростое испытание для развития упорства и стойкости, необходимые для того, чтобы мотивировать и направлять других. 

Есть ли у вас все необходимое, чтобы стать выдающимся лидером?

Важно, чтобы вы преуспели в общении. И, конечно, вы должны быть искусны в планировании, решении проблем и делегировании полномочий. Вы также должны уметь справляться с любыми возникающими трудностями.

Однако помимо этих навыков есть и другие качества, отличающие великих лидеров, которые кажутся еще более неуловимыми и порой даже сверхъестественными. Выдающиеся руководители обладают определенным «икс-фактором», который заставляет думать, что они такие от природы.

«Лидерство — это процесс саморазвития, — говорит Линда. — Никто не может научить вас руководить; вы должны быть готовы и способны научиться этому сами. В основном мы учимся на собственном опыте и благодаря трудностям. Выход из зоны комфорта — это мощный учитель».

Вот восемь самых важных качеств успешного лидера, по мнению Линды, а также идеи того, как их можно развивать.

1. Подлинность

Искренность и верность себе — залог успеха в любой роли. Линда Хилл утверждает, что если вы лидер, то должны проявлять себя с лучшей стороны — быть не только эффективным, но и способным мотивировать и вдохновлять окружающих вас людей. «Вашей компетентности недостаточно; люди должны доверять вам и быть с вами в тесном контакте, иначе они не захотят вместе с вами идти на риск, — говорит она. — Это понимание тесно связано с вашей способностью чувствовать себя. Вам нужно понять, как создать условия для вашего успеха, и не думайте, что другие сделают это за вас».

Как показать себя с лучшей стороны. 

То, как люди воспринимают вас, имеет решающее значение для вашего роста. Однако просить и получать обратную связь может быть трудоемко и эмоционально затратно, полагает Линда. Она советует запрашивать обратную связь именно тогда, когда человек способен оставаться открытым критике, не занимая оборонительную позицию.

Можно начать с того, чтобы поинтересоваться мнением коллег в ситуациях, не требующих особого внимания, и постепенно переходить к сценариям более значимым. Скажите что-то вроде: «Я пытаюсь понять, какое влияние оказываю на тех, кто работает со мной, а также каким опытом я делюсь с коллегами. Можете ли вы мне посоветовать, что я должен сделать, что я упускаю и что я должен прекратить делать?» И наконец, не зацикливайтесь только на том, что вам нужно исправить. Вместо этого, по мнению Линды Хилл, следует «сосредоточиться на позитиве».

2. Любознательность

Линда считает, что любознательность — это образ мышления, умение видеть скрытое, исследовать неизведанные территории и пытаться понять границы возможного. Хилл утверждает, что великие лидеры смотрят на свои организации и команды как бы «снаружи». Это означает, что у них есть возможность смотреть на проблемы глазами внешних заинтересованных сторон — например, клиентов или конкурентов. Такой подход помогает руководителям принимать более обоснованные решения, поскольку они учитывают более широкий контекст, выходящий за рамки внутренней динамики организации.

Как развивать свою любознательность.

Линда советует брать пример с детей, которые рождаются любознательными, от природы склонны проявлять интерес ко всему и исследовать окружающий мир. Будьте открыты для новых впечатлений и людей, не относящихся непосредственно к вашей компании, роду деятельности и отрасли. Не бойтесь задавать простые или наивные вопросы. Подумайте о своих личных увлечениях и интересах — они часто являются отличным источником для развития любознательности. Мыслите широко и амбициозно. Хилл уверена, что новаторские идеи — это то, что нужно обсуждать и пытаться реализовать.

3. Аналитические способности

По словам Линды, лидерство требует умения разбирать сложные проблемы, выявлять их первопричины и находить свежие решения. Доверять своей интуиции недостаточно. Вместо этого нужно развивать свои аналитические способности, сосредоточившись на причинно-следственных связях и проявляя внимание к закономерностям и тенденциям. Принятие обоснованных решений зависит от способности использовать свой опыт, а также аналитику, экспертные знания и этические суждения. Хотя для руководителей первостепенное значение имеет умение работать с данными, на самом деле «дело не в том, чтобы управлять этими данными, а в том, чтобы быть информированным о них», уверена эксперт.

Как развить аналитический склад ума.

Надо помнить, говорит Линда Хилл, что данные не падают с неба — они создаются людьми. Однако данные — это всего лишь еще один источник информации. Вы как руководитель должны разбираться в сложностях сбора данных, понимать их последствия и быть в курсе возможных искажений. Будьте проактивны и работайте со специалистами по большим данным. «Ваша роль лидера заключается в расшифровке историй, скрытых в данных, и выяснении того, что эти данные говорят», — полагает Хилл. 

4. Адаптивность

Сегодня мир меняется быстрее, чем раньше, и отчасти это происходит из-за появления новых технологий и искусственного интеллекта. В результате «ожидания заинтересованных лиц меняются быстрее, и вы как руководитель должны уметь приспосабливаться к этим постоянно меняющимся требованиям», уверена Линда Хилл.

Адаптивность способствует формированию гибкой командной культуры, добавляет Линда. Это позволяет вам быстро реагировать на изменения в динамике, при необходимости менять направление и использовать новые возможности и вызовы.

Как повысить свою адаптивность.

По мнению Хилл, мы учимся тому, что беремся за выполнение задач и нарабатываем такой опыт, который требует гибкости. Выходите за пределы своей зоны комфорта. Если вы работаете в сфере финансов, подумайте о сотрудничестве с командой маркетологов. Изучите возможности трудоустройства за границей или прикомандирования к компании. Стремитесь работать в новых условиях, с разными людьми. «Такие упражнения также будут способствовать вашему личностному росту и развитию», — полагает эксперт.

5. Креативность

Любая идея, которая является новой и полезной для организации, появляется благодаря креативности, утверждает Хилл: «Некоторые из этих идей появляются закономерно в процессе, а другие становятся прорывными». Самые новаторские идеи часто рождаются из того, что Линда называет «смежными возможностями», которые в данный момент находятся в пределах досягаемости. Разнообразие мышления является движущей силой настоящих инноваций, поскольку каждый из нас привносит свой собственный уникальный взгляд на мир и «частичку гениальности», добавляет она.

Как развить в себе креативность. Ваша лидерская роль необязательно заключается в том, чтобы в одиночку придумывать все креативные идеи. Скорее — наоборот; как считает Линда, вы должны создать среду, которая будет поощрять креативность в других людях и признавать их вклад. Творчество развивается в том случае, когда разные точки зрения сталкиваются друг с другом.Поэтому поощряйте и продвигайте различные взгляды и убеждения в своей команде и не бойтесь учиться на ошибках.

6. Комфорт в условиях неопределенности

По словам Линды, умение управлять в условиях неопределенности заключается в том, что вы можете держать противоречивые идеи в своей голове и при этом иметь дело с конкурирующими приоритетами, что кажется одинаково важным. Многие люди попадают в ловушку линейного мышления, полагая, что X вызывает Y, и в результате они могут упускать из виду взаимодействие различных факторов, добавляет она. Чтобы быть эффективным лидером, вам необходимо развивать системное мышление, «которое помогает понять, как все взаимосвязано, и позволяет бороться с противоположными идеями в условиях неопределенности». Хотя иногда вам все равно может казаться, что вы «двигаетесь на ощупь».

Как научиться чувствовать себя более комфортно в условиях неопределенности. 

Понимание неоднозначности требует от вас погружения в сложность различных ситуаций. Задавайте себе много вопросов «а что, если?» и «что из этого следует?» и рассматривайте их с разных точек зрения. «Чем сильнее ваше чувство уверенности, тем очевиднее проявляются признаки того, что необходим новый подход», — говорит она. Также неплохо освоить практику, которая позволит очистить свой разум. Применяйте медитацию, йогу или другие средства, которые позволяют вам не просто действовать, но и размышлять.

7. Жизнестойкость

По словам Линды, в сегодняшней динамичной и конкурентной бизнес-среде целеустремленное движение вперед может обернуться проблемами. Успешные лидеры осознают изменчивый характер ситуаций и стремятся понять культурный контекст, в котором они работают. Самым главным качеством является способность к изменениям, если случилось отклониться от курса. «Вам нужно знать, как перегруппироваться, и для этого заручиться поддержкой других, не боясь спросить: “Есть ли другой путь?”» — говорит она.

Как повысить свою жизнестойкость. Браться за задание, не имея четкого представления о том, какова ваша цель, вызывает беспокойство, но, по словам эксперта, это именно та задача, которая необходима для развития жизнестойкости. «Идите туда, где шансы могут быть немного не в вашу пользу», — говорит она. «Это работа, где у вас нет особых официальных полномочий, трудно оценить ваше влияние и вы не знаете, сможете ли вы быть эффективным», — продолжает Линда. Она советует работать волонтером на подобных должностях, особенно в начале карьеры, когда ставки низки.

8. Эмпатия

 Понимание и установление связи с другими людьми на эмоциональном уровне является ключевой чертой сильного лидерства. Руководители должны развивать отношения, укреплять доверие и активно взаимодействовать с членами своей команды. «Вам необходимо встать на место ваших подчиненных, понять, что для них важно, каковы их приоритеты, и найти точки соприкосновения», — говорит Линда. Развитие вашего эмоционального интеллекта позволяет вам глубже понимать сложные задачи, с которыми сталкиваются другие люди, и дает возможность создать более благоприятное окружение.

Как развить в себе эмпатию. Исследования показывают, что мы склонны тяготеть к тем, кто похож на нас, а это значит, что вам как лидеру необходимо сознательно искать людей за пределами вашего привычного круга общения. «Старайтесь общаться с людьми из разных слоев общества, чтобы вы могли больше узнать об их взглядах», — советует она. Задавайте вопросы об их предпочтениях в работе, нагрузках, которым они подвергаются, а также об их сильных и слабых сторонах. Ваша цель — добиться взаимопонимания и связи, которые создадут условия для вашего общего успеха. Помните, добавляет она: если кто-то кажется вам нелогичным, то, скорее всего, вы не понимаете, что для этого человека действительно важно.

. . .

Становление великого лидера — это путь непрерывного обучения и роста. Это процесс, основанный на принятии вызовов, поиске оценки своих действий, укреплении связей и взаимопонимании. Ваша цель — развить мышление, поведение и взаимоотношения, которые позволят вам справляться с вызовами и совершать смелые поступки.