читайте также
Испытывали ли вы сильный стресс во время собеседования? Если испытывали, то знайте: вы не одиноки. Многие вспоминают о собеседовании при приеме на работу как о крайне стрессовой ситуации. К счастью, с этим можно смириться, если понять, что здоровое волнение, на самом деле, способно помочь успешно пройти собеседование, что подготовка к нему поможет контролировать степень нервного напряжения и что существуют эффективные приемы, которые стоит использовать для того, чтобы справиться с зашкаливающим уровнем стресса.
Прежде всего давайте рассмотрим положительные стороны стресса. Исследователи и консультанты напоминают, что умеренное волнение может оказывать на нас позитивное воздействие, в то время как его избыток изматывает умственно, эмоционально и физически. Нужно найти ту точку равновесия, при которой стресс останется на приемлемом, достаточном для продуктивной работы уровне. Собеседование – прекрасный пример того, как стресс держит нас в тонусе, помогая произвести наилучшее впечатление.
Сцена из нашумевшего бродвейского мюзикла «Кордебалет» отлично показывает, как много поставлено на карту во время прослушивания – актерского варианта собеседования. Танцоры поют: «Мне, правда, нужна эта работа. Мне надо ее получить», – выполняя при этом сложные танцевальные па и буквально стоя на пуантах. Хотя и им, и нам следует помнить, что на свете существуют и другие рабочие места, стресс, связанный с желанием получить именно эту работу, может помочь вложить в кастинг или собеседование всю возможную энергию. Нужно только не забывать эффективно использовать свое нервное напряжение – помнить, что вы хотите эту работу.
Проблема в том, что собеседование при приеме на работу – это не обычная беседа: нам нечасто приходится разговаривать в условиях тотального неравенства сил, когда необходимо очень уверенно перечислить все свои достоинства. В отличие от дружеской болтовни такая встреча требует, чтобы вы на одном дыхании эффектно и эффективно презентовали все ваши профессиональные навыки, опыт, сильные стороны и интересы, быстро убедив ваших слушателей в том, что потраченное (и немалое) на вас время того стоило. Изложить всю эту информацию убедительно, красноречиво и грамотно значит внимательно выслушать интервьюера, стараясь удержать в голове все то, что вы намеревались сказать, и одновременно реагировать на неожиданные вопросы. Небольшой стресс помогает сконцентрироваться и показать себя с наилучшей стороны.
Поскольку мы не ходим на собеседования каждый день, важно хорошо подготовиться к такому необычному разговору. Итак, вспомним стандартный набор вопросов, как правило, интересующих интервьюера. Что вы уже умеете? Насколько вы уверены в своей способности осваивать новые навыки? Каковы ваши сильные стороны, а что может быть недостатком, на который стоит обратить внимание? Последний вопрос дает шанс продемонстрировать, что вы склонны к самоанализу и осознаете, что недостатки есть у всех, но практика позволяет нам совершенствоваться. Потренируйтесь в ответах на подобные вопросы, чтобы знать, как реагировать, если они прозвучат в той или иной форме. Когда вы отработаете эти действия, стресс станет вполне управляемым, и на неожиданные вопросы останется больше сил. Мои клиенты подтвердили, что подобные тренировки дали им необходимую уверенность и помогли справиться с ответами на вопросы с подвохом.
Но что если несмотря на практическую подготовку вы чувствуете, как во время собеседования почва уходит у вас из-под ног? Уровень стресса зашкаливает, погружая вас в полное отчаяние, вам кажется, что финальная часть интервью полностью провалена и на работу вас уж точно не возьмут. Конечно, вы не сможете начать все с чистого листа, но уверяю вас, кое-что исправить все-таки можно. Поняв, что в своем рассказе вы упустили что-то важное, вы все еще можете исправить эту ошибку, тем самым снизив уровень стресса. Если собеседование все еще идет, всегда можно сказать: «Я только что понял(-а), что забыл(-а) упомянуть о…» И вот информация, которую вы хотели сообщить, уже дошла до адресата. Если же вы осознали, что упустили что-то важное уже после интервью, можно послать по электронной почте письмо со словами: «Хотел(-а) бы добавить/пояснить/ уточнить следующее…». И вот вы снова смогли донести то сообщение, которое вам было необходимо. Теперь вам не придется страдать бессонницей, беспокоясь о допущенной ошибке. Как рассказал мне один из клиентов, специалист по подбору персонала высоко оценил его готовность признать ошибку, сделанную в ходе собеседования, и взял его на работу за профессионализм и привычку никогда не сдаваться.
Некоторые собеседования могут оказаться действительно чрезвычайно стрессовыми. Представьте себе (возможно, у вас уже даже был такой опыт), насколько сложно единственному кандидату оказаться в окружении сразу нескольких интервьюеров. Одна из моих клиенток – девушка по имени Джейн – очень хороший специалист в своей области и прекрасно ладит с окружающими. Но она интроверт и комфортнее всего чувствует себя с собеседником один на один. Джейн узнала, что интервью будет проходить в присутствии целой группы представителей компании и захотела обсудить, что она может предпринять для сохранения спокойного и уверенного поведения в такой ситуации. Джейн опасалась, что ей не удастся наладить связь с каждым из присутствующих, поскольку она будет занята ответами на вопросы, одновременно пытаясь запомнить, кто есть кто.
Мы договорились, что в своем блокноте Джейн нарисует овальный стол и, по мере того, как участники собеседования будут называть свои имена и должности, она будет делать соответствующие пометки. Она так и поступила, чем произвела хорошее впечатление на собеседников, к каждому из которых она смогла обратиться по имени. Джейн также запланировала установить зрительный контакт с каждым из участников группы, который к ней обращался или ее слушал. Заранее наметив для себя эти способы борьбы со стрессом, во время коллективного собеседования она чувствовала себя увереннее и спокойнее. Ее визави, в свою очередь, поняли, что она с успехом завладела их вниманием, приложив сверхусилия, чтобы запомнить каждого.
Спровоцировать состояние стресса способен и «идиотский» вопрос. Вы его не ждете (а кто его ждет?), вам неясно, в шутку он задан или всерьез, и вам нужно быстро решить, как на него ответить, чего, собственно, и добивается ваш собеседник. Для начала признайте его необычность: «Интересный вопрос. Можно я немного подумаю над ответом?» Это поможет выяснить, действительно ли интервьюер рассчитывает получить от вас ответ. Нужно понять, это просто шутка, сказанная чтобы разрядить обстановку, или искренняя попытка выяснить, насколько вы способны принимать спонтанные решения. Если речь идет о последнем, то реакция собеседников поможет вам выиграть немного времени, чтобы подумать над неожиданным вопросом.
Когда Эллен, одну из моих бывших клиенток, спросили, кем бы она была, если бы родилась растением, она отреагировала так: «Хмм.. очень интересно. Можно подумать?» Ее слушатель с готовностью кивнул и терпеливо ждал. Через некоторое время Эллен ответила: «Это был отличный вопрос, я всегда приветствую новые идеи. Думаю, я была бы кактусом. Это выносливое растение – у него глубокие корни, и оно не требует много воды. Льет ли дождь, светит ли солнце, стоит ли холод или жара – он прочно держится на своем месте и даже может оказаться сочным колючим источником спасительной влаги для путника, затерявшегося в пустыне. Так и я – много работаю и понимаю, как важно быть начеку и при этом помогать другим добиваться успеха».
Но даже и без таких странных вопросов стресс во время напряженного и важного собеседования может буквально загнать вас в ступор: в голове пусто, вы заикаетесь и краснеете от стыда. Что с этим делать?
1. Переведите дух, выпейте воды и успокойтесь. Абсолютно нормально, даже в ответ на обычный вопрос, сказать: «Могу я немного подумать?» или «Вы имеете в виду…» или «Не могли бы вы перефразировать вопрос?» Можно также уточнить: «Я полностью ответил(а) на ваш вопрос?»
2. Восстановите свои уверенность и спокойствие, вспомнив о том, что это собеседование не только для вас, но и для компании. Вы можете контролировать ход беседы и даже озадачить оппонентов несколькими хорошими вопросами. В конце концов, вам не помешает знать, действительно ли эти работа и компания соответствуют вашим ожиданиям.
3. Лучшая защита от стресса во время собеседования – это нападение. Подумайте заранее, о чем вам обязательно нужно сказать, даже если вас об этом не спросят. Вспомните о своих достоинствах, профессиональных качествах, а также о способности и желании осваивать новые навыки. Если вы страдаете от беспокойства и неуверенности в себе (во время собеседования или вообще) проконсультируйтесь с коучем или консультантом по вопросами карьеры, которые помогут вам эмоционально подготовиться к подобной ситуации. Напомните себе, что работу вы можете и не получить, но при этом будете знать, что сделали все возможное, чтобы сохранить спокойствие и отлично держаться во время собеседования.
4. Если вы собираетесь проходить собеседование «до седьмого пота» (в прямом или переносном смысле), наденьте удобную одежду и обувь, которые позволят вам комфортно себя чувствовать и не помешают сосредоточиться на главном.
Не забывайте: стресс во время собеседования – это не только нормально, стресс вам необходим. Готовьтесь к стрессовой ситуации, работайте над собой. Тренируйтесь снимать лишнее напряжение и оперативного управлять стрессом. Отрепетировав презентацию своих профессиональных навыков и подготовившись к ответам на трудные вопросы, вы сможете выдохнуть, зная, что справитесь даже с самым неожиданным вызовом. Направьте стресс в нужное русло и получите желанную работу.
Об авторе. Анна Раньери, коуч, консультант по вопросам карьеры, соавтор книг «Чем помочь? Что можно (и нельзя) делать при консультировании друга, коллеги или члена семьи, который столкнулся с проблемой».