Что делать, если вы умнее своего начальника | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вы умнее
своего начальника

Как поступить, если вам кажется, что вы знаете и умеете больше, чем ваш руководитель

Автор: Эми Галло

Что делать, если вы умнее своего начальника
hbr.org

читайте также

Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и аналитические способности

Мелвин Смит,  Ричард Бояцис,  Эллен ван Оостен

О судах-приказах и судьях-дьяках

Ходорковский Михаил

Время сильных женщин

Мелинда Гейтс

Цифровые иллюзии

Кирилл Туишев

Хорошо, когда вы работаете под началом прекрасного руководителя — человека, который вызывает у вас уважение и может многому вас научить. Но что если ваш начальник не так уж эффективен на своем посту? Как быть, если вы обладаете более высокой квалификацией и более развитыми навыками? Стоит ли поднимать шум или лучше сидеть тише воды, ниже травы? И как добиваться нужных результатов, чтобы босс при этом не потерял лицо?

Что говорят эксперты

«Мир полон плохих управленцев», — говорит Энни МакКи, основатель Института лидерства Teleos и соавтор книги «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта». Поэтому нет ничего необычного, если человек чувствует, что он умнее или компетентнее своего начальника. Вы в хорошей компании, но от этого не легче. Если вам приходится маяться под руководством человека, который вам кажется профаном, это зачастую убивает в вас всякий энтузиазм. Но не все потеряно. Даже от руководителей, недотягивающих до высокого стандарта, можно многому научиться, говорит Линда Хилл, профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса и соавтор книг «Коллективный гений» и «Трудно быть боссом. Модели успешного лидерства». «В мире не так уж много людей, от которых мне совсем нечему научиться», поэтому постарайтесь не списывать начальника со счетов окончательно. Вот как извлечь максимум из этой часто непростой ситуации.

Посмотрите правде в глаза

Прежде чем записать своего руководителя в идиоты, внимательно изучите реальное положение вещей. «Некоторым людям для поддержания самооценки совершенно необходимо верить, что они лучше других. Вполне возможно, что они просто имеют более высокую квалификацию в конкретной области», — говорит МакКи. Задайте себе вопрос, действительно ли вы умнее своего начальника или все-таки ваше превосходство сводится к конкретной сфере, а в других ваш босс преуспел больше вас. «По мере карьерного роста вполне естественно совершенствоваться в искусстве управления и лидерства и одновременно становиться менее подкованным в технической стороне вопроса», — добавляет она. Честно взгляните на ситуацию: какими вашими навыками не обладает ваш начальник? «Если вы умнее своего руководителя, это не значит, что вы обязательно будете более эффективны», — говорит Хилл. В конце концов для успеха на работе важны не только мозги. «Вам нужен опыт, связи, искусство выстраивать отношения и эмоциональный интеллект», — считает она.

Не поднимайте шума

Если после тщательного рассмотрения ситуации вы убедились, что действительно умнее или компетентнее, не спешите делиться этой информацией с другими. МакКи отмечает, что в таком положении возникает большое искушение пойти к вышестоящему руководству и попытаться доказать, что на место вашего босса следует поставить вас. Но это почти никогда не срабатывает. «Вступая в подобную борьбу, вы очень рискуете, потому что начальство обычно ее выигрывает», — говорит она. Наверняка вам захочется выпустить пар в разговоре с одним-двумя надежными коллегами, но будьте осмотрительны. «Если начальник заметит вашу критическую или непочтительную позицию, вашим отношениям может прийти конец», — объясняет МакКи. В подобной ситуации многие люди совершают ошибку, рассказывая другим о некомпетентности и недостаточной квалификации их босса. «Следует проявлять уважение. Если вы порочите своего руководителя, это плохо говорит не о нем, а о вас. Люди замечают такие вещи и беспокоятся, что за их спиной вы и их поливаете грязью», — поясняет Хилл. Также не следует вымещать злобу на самом начальнике. «Не обижайтесь на руководителя, обижайтесь на тех людей, которые не сделали начальником вас», — добавляет она.

Сосредоточьтесь на том, чтобы хорошо выполнять свою работу

«Не зацикливайтесь на размышлениях о том, кто и какую должность должен занимать. Лучше сосредоточиться на своих обязанностях, — поясняет Хилл. — Следите за тем, чтобы вы хорошо делали свое дело, а другие люди понимали, чего вы смогли добиться». В такой ситуации полезнее мыслить глобально, не отвлекаясь на отношения с конкретным человеком. «Вам следует найти более высокую цель, — подчеркивает МакКи. — Вынесите это за пределы межличностного конфликта с вашим начальником». Хилл вторит ей: «Не будьте молодым заносчивым умником. Делайте то, что лучше для бизнеса».

Помогите руководителю лучше работать

Будьте щедрым. Если преуспеет ваш босс, повышаются и ваши шансы на успех. «Задумайтесь о том, как вы с начальником дополняете друг друга. Найдите способ компенсировать его слабости», — советует Хилл. Если он не умеет видеть картину целиком, задавайте вопросы, которые помогут ему не увязнуть в деталях. Если он не понимает технические характеристики вашего продукта, выступите по этой теме на общем собрании. «Докажите ему, что вы достойны большего», — говорит МакКи.

Не покрывайте начальника

«Между достойным выполнением своих обязанностей и покрыванием ошибок своего босса есть огромная разница», — заявляет МакКи. Если ваш руководитель постоянно делает промахи, для вас да и для компании в целом будет больше вреда, если вы будете всегда спасать ситуацию. «Вам необходимо хорошо исполнять свою работу и поручения руководителя, но, если она используется для прикрытия серьезных проблем, возможно, вам надо поговорить с HR-департаментом», — говорит МакКи.

Найдите в своем руководителе что-нибудь достойное уважения

Плохое быстрее бросается в глаза, но даже у самых бездарных начальников есть положительные качества. «Как найти в нем что-либо, за что его можно уважать?» — ставит вопрос МакКи. Она рекомендует при необходимости брать в расчет не только рабочие качества. Может быть, ваш босс — хорошая мама или заботливый супруг? Если вы совсем не можете найти ничего достойного восхищения, возможно, пришла пора найти другую работу. «Если не прямо сейчас, то в ближайшее время, — говорит МакКи. — Работать на человека, не вызывающего у вас уважения, разрушительно для психики». Хилл согласна с коллегой: «Если вы думаете, что не сможете сработаться с этим человеком, задумайтесь, стоит ли вам оставаться в этой организации».

Учитесь у кого-нибудь другого

Если ваш начальник не является для вас достойным наставником, расширьте круг своих профессиональных знакомств, советует Хилл. «Возьмите свое карьерное развитие в свои руки и попросите дать вам проекты, которые позволят общаться с другими представителями руководства компании», — рекомендует МакКи. Открыто заявите о своих намерениях. Вы можете подойти к другому руководителю и сказать: «Я бы с удовольствием научился делать то-то и то-то. Вы не могли бы уделить мне несколько часов в течение ближайших месяцев?» «Любую возможность на работе следует рассматривать как повод чему-нибудь научиться», — говорит МакКи.

Принципы, которые следует помнить

Что делать

  • Помогите своему руководителю в его работе — восполняйте его слабости
  • Найдите в нем что-нибудь достойное уважения
  • Найдите себе других наставников для роста и развития

Чего не делать

  • Не проявляйте излишней самонадеянности, думая, что вы компетентнее своего босса — скорее всего, у него есть какие-то навыки, которые у вас отсутствуют
  • Не пытайтесь бороться за его место — в этой борьбе начальники обычно побеждают
  • Не покрывайте вопиющие ошибки или систематическую глупость

Пример №1. Выручайте, если можете

Когда Патрицию Райт (имя изменено) назначили ассистентом чиновника в Южной Африке, речь шла о чисто административной должности. Но скоро и ей, и ее руководителю стало ясно, что у нее есть ценные технические навыки и опыт. «По уровню знаний и умений в ИТ-сфере я была впереди своих коллег и своего начальника», — говорит она.

Поначалу ее раздражало, что она знает больше своего босса. «Но он был открыт к обучению, очень радовался, когда ему показывали, как все должно быть, — вспоминает Патриция. — Мы выросли в разное время, поэтому мне потребовалось много времени и терпения, чтобы научить его. Однако, когда он использовал мои идеи, он всегда меня благодарил и не скрывал от других людей, что именно я предложила то или иное усовершенствование». Поэтому скоро разочарование Патриции сменилось гордостью за свою работу.

В конце концов Патриция все же оставила эту работу, потому что она не вызывала в ней энтузиазма. Несмотря на это, она многому на ней научилась. «Я научилась терпеть и приучилась находить решения во что бы то ни стало, — говорит Патриция. — Такой образ мыслей помог мне найти мою сегодняшнюю работу».

Пример №2. Помогите своему руководителю добиться успеха

Вскоре после того, как Абак Эзе (имя также изменено) стал менеджером по маркетингу и развитию бизнеса в финансовой компании в нигерийском Лагосе, над ним поставили нового руководителя — назовем ее Роуз. Она перешла в маркетинг из отдела кадров и не имела в этой сфере никакого опыта. Абак обнаружил, что вынужден делать большую часть ее работы. «Несмотря на то, что отделом маркетинга руководит она, за разработку стратегии роста бизнеса и сокращения издержек отвечаю я», — говорит он.

Абак признается, что иногда это приводит в замешательство, особенно когда Роуз принимает решения, которые идут вразрез с его опытом в маркетинге. Однако он делает все возможное, чтобы поддержать начальницу и представить ее в лучшем свете. «Нужно проявлять смирение, — говорит он. — Если я чувствую, что она не справляется, то предлагаю свою помощь». Когда Абак представляет какую-то идею вышестоящему руководству, он часто упоминает, что это идея Роуз или что они работали над ней сообща. Она знает о том, как много Абак для нее делает, и отвечает взаимностью, всегда отзываясь о нем положительно перед начальством.

В случае с Абаком такой подход, основанный на сотрудничестве, а не на соперничестве, приносит хорошие плоды. Он пользуется уважением своего руководителя и обладает устойчивым положением в компании, хотя и не наделен официальным титулом директора по маркетингу. К тому же, пока он не видит лучшей возможности для себя в других организациях. «Если вы не уживаетесь со своим боссом, а компания ценит его больше, чем вас, велик риск, что вам укажут на дверь, — объясняет он. — Она работает на предприятии более десяти лет, а я всего восемь месяцев. Так или иначе, она — мой руководитель».

Об авторе. Эми Галло — редактор и автор Harvard Business Review