Чтобы вам доверяли, станьте чуточку добрее | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чтобы вам доверяли, станьте
чуточку добрее

Если вы — начальник, наберитесь мужества представить себя в несколько ином свете, быть не святым, но обычным грешником, не роботом, а хрупкой человеческой личностью, живым вопросительным знаком, а не серьезным восклицательным.

Автор: Тим Леберехт

Чтобы вам доверяли, станьте чуточку добрее

читайте также

Как корпоративные ценности влияют на доходы компании

Уолтер Фрек

Обратите интернет-перегрузку себе на пользу

Александра Сэмюэль

Охота на мелочь в карманах клиентов

Алберт Терри

«Не бояться и прививать в компании культуру нестандартного мышления»

Александра Терентьева / "Ведомости",  Полина Трифонова

Доверие к лидерам бизнеса достигло исторического минимума, согласно исследованиям Edelman Trust Barometer и Всемирного экономического форума. Одну из причин профессора INSEAD Джанпьеро и Дженнифер Петриглиери видят в «дегуманизации лидерства», то есть в человеческой склонности представлять себе руководителей либо как некую функцию (они осуществляют конкретную цель бизнеса), либо уж в роли героев (воплощают уникальную мечту). Иными словами, нам подай то ли супермашину, то ли супергероя, а лучше поставить во главе компаний сочетание того и другого, и многие гендиректора пытаются соответствовать таким ожиданиям. Они учатся скрывать свою уязвимость, планировать наперед и держать курс, сводить к минимуму риск, быть последовательными и хладнокровными и все время все контролировать. Как итог, провал неизбежен.

Настало время попробовать иной подход, такой, который позволит управленцам признать свою человеческую природу и завоевать доверие и уважение подчиненных. Казалось бы, это банальная очевидность, но топ-менеджменту она дается с трудом. Предложим три конкретных действия.

Откройтесь эмоциям. Исследователь института брака Джон Готтман давно уже утверждает, что здоровые отношения нуждаются в открытых проявлениях близости и привязанности. Это верно и для бизнеса. Превыше материальных и моральных стимулов сотрудники ценят те сердечные моменты, которые отвечают потребности человека — существа общественного. Из разговоров с прежними своими начальниками я многое забыл, но никогда не забуду тот момент, когда один из них расплакался у меня на глазах — очень уж давил на него инвестор. Именно его уязвимость надолго привязала меня к этому человеку. Конечно, нам привычнее демонстрировать удовольствие или приятное возбуждение, но не бойтесь проявить также разочарование, тревогу или гнев, где это уместно.

Читайте материал по теме: Факты или эмоции: что работает в продажах?

Шутите, играйте. Ги Лалиберте, глава Cirque de Soleil, однажды поручил миму следовать за ним по пятам, передразнивая все его жесты. Марк Бертолини, гендиректор Aetna, после того как едва не погиб, сделался рьяным приверженцем медитации и йоги и открыл бесплатные курсы для всех сотрудников. Wired недавно описывал стиль Сатьи Наделлы, генерального исполнительного директора Microsoft, как «теплый, свободный, слегка дурашливый» — в его глазах, как и в глазах бизнес-лидеров будущего, это комплимент. Они выставляют напоказ свои пристрастия и причуды — и таким образом очеловечиваются. Подумайте, какие аспекты вашей жизни или характера могли бы удивить или порадовать сотрудников, и откройтесь им.

Выражайте вслух сомнения. Умные руководители знают, что единственно правильного ответа нет, и они готовы пересматривать, а в случае надобности и менять свои решения. Футуролог Пол Саффо твердит мантру: «имейте убеждения, но не цепляйтесь за них» — это следовало бы усвоить и топ-менеджерам, особенно для сложных и непредсказуемых ситуаций. На основе недавнего опроса гендиректоров стратегическая компания Wolff Olins пришла к выводу: «Сотрудники все больше становятся личностями, а лидеры — все менее визионерами и мудрецами, указующими цель, все более — лишь координаторами, теми, кто придает форму, теми, кто вопрошает». Итак, выражайте сомнение, интересуйтесь чужим мнением, и в первую очередь тем, которое противоречит вашему, будьте готовы менять свой план. И по несколько раз, если придется.

Читайте материал по теме: Отправьте своих сотрудников играть с роботами Lego

Мы убеждаем себя, будто нуждаемся в совершенных машинах или супергероях, но невозможно симпатизировать человеку, который всегда подтянут, строго логичен и все контролирует. Если вы — начальник, наберитесь мужества представить себя в несколько ином свете, быть не святым, но обычным грешником, не роботом, а хрупкой человеческой личностью, живым вопросительным знаком, а не серьезным восклицательным.