Чтобы вам доверяли, станьте чуточку добрее | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чтобы вам доверяли, станьте
чуточку добрее

Если вы — начальник, наберитесь мужества представить себя в несколько ином свете, быть не святым, но обычным грешником, не роботом, а хрупкой человеческой личностью, живым вопросительным знаком, а не серьезным восклицательным.

Автор: Тим Леберехт

Чтобы вам доверяли, станьте чуточку добрее

читайте также

Цель как средство

Анджан Такор,  Роберт Квинн

Настоящие лидеры округа Колумбия

Дилемма капиталиста

Бевер ван Дерек,  Клейтон Кристенсен

Как превратить критику в вашего союзника

Наталия Васина

Доверие к лидерам бизнеса достигло исторического минимума, согласно исследованиям Edelman Trust Barometer и Всемирного экономического форума. Одну из причин профессора INSEAD Джанпьеро и Дженнифер Петриглиери видят в «дегуманизации лидерства», то есть в человеческой склонности представлять себе руководителей либо как некую функцию (они осуществляют конкретную цель бизнеса), либо уж в роли героев (воплощают уникальную мечту). Иными словами, нам подай то ли супермашину, то ли супергероя, а лучше поставить во главе компаний сочетание того и другого, и многие гендиректора пытаются соответствовать таким ожиданиям. Они учатся скрывать свою уязвимость, планировать наперед и держать курс, сводить к минимуму риск, быть последовательными и хладнокровными и все время все контролировать. Как итог, провал неизбежен.

Настало время попробовать иной подход, такой, который позволит управленцам признать свою человеческую природу и завоевать доверие и уважение подчиненных. Казалось бы, это банальная очевидность, но топ-менеджменту она дается с трудом. Предложим три конкретных действия.

Откройтесь эмоциям. Исследователь института брака Джон Готтман давно уже утверждает, что здоровые отношения нуждаются в открытых проявлениях близости и привязанности. Это верно и для бизнеса. Превыше материальных и моральных стимулов сотрудники ценят те сердечные моменты, которые отвечают потребности человека — существа общественного. Из разговоров с прежними своими начальниками я многое забыл, но никогда не забуду тот момент, когда один из них расплакался у меня на глазах — очень уж давил на него инвестор. Именно его уязвимость надолго привязала меня к этому человеку. Конечно, нам привычнее демонстрировать удовольствие или приятное возбуждение, но не бойтесь проявить также разочарование, тревогу или гнев, где это уместно.

Читайте материал по теме: Факты или эмоции: что работает в продажах?

Шутите, играйте. Ги Лалиберте, глава Cirque de Soleil, однажды поручил миму следовать за ним по пятам, передразнивая все его жесты. Марк Бертолини, гендиректор Aetna, после того как едва не погиб, сделался рьяным приверженцем медитации и йоги и открыл бесплатные курсы для всех сотрудников. Wired недавно описывал стиль Сатьи Наделлы, генерального исполнительного директора Microsoft, как «теплый, свободный, слегка дурашливый» — в его глазах, как и в глазах бизнес-лидеров будущего, это комплимент. Они выставляют напоказ свои пристрастия и причуды — и таким образом очеловечиваются. Подумайте, какие аспекты вашей жизни или характера могли бы удивить или порадовать сотрудников, и откройтесь им.

Выражайте вслух сомнения. Умные руководители знают, что единственно правильного ответа нет, и они готовы пересматривать, а в случае надобности и менять свои решения. Футуролог Пол Саффо твердит мантру: «имейте убеждения, но не цепляйтесь за них» — это следовало бы усвоить и топ-менеджерам, особенно для сложных и непредсказуемых ситуаций. На основе недавнего опроса гендиректоров стратегическая компания Wolff Olins пришла к выводу: «Сотрудники все больше становятся личностями, а лидеры — все менее визионерами и мудрецами, указующими цель, все более — лишь координаторами, теми, кто придает форму, теми, кто вопрошает». Итак, выражайте сомнение, интересуйтесь чужим мнением, и в первую очередь тем, которое противоречит вашему, будьте готовы менять свой план. И по несколько раз, если придется.

Читайте материал по теме: Отправьте своих сотрудников играть с роботами Lego

Мы убеждаем себя, будто нуждаемся в совершенных машинах или супергероях, но невозможно симпатизировать человеку, который всегда подтянут, строго логичен и все контролирует. Если вы — начальник, наберитесь мужества представить себя в несколько ином свете, быть не святым, но обычным грешником, не роботом, а хрупкой человеческой личностью, живым вопросительным знаком, а не серьезным восклицательным.