Предпринимательство как болезнь | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Предпринимательство
как болезнь

Что значит быть предпринимателем?

Автор: Джеффри Стибел

Предпринимательство как болезнь

читайте также

Три правила общения с прессой для руководителя

Борис Щербаков

В паутине неудач

Манфред Кетс де Врис

Российские реалии и иностранные менеджеры

Борис Щербаков

Как развить цифровую сноровку вашей команды

Брайан Кропп

Что значит быть предпринимателем? Я слышал тысячи самых разных ответов на этот вопрос. Одни считают нас авантюристами, другие — изобретателями, в наши ряды по умолчанию записывают всех владельцев торговых ларьков, а для кого-то мы просто безумцы или счастливчики. Однако все это не имеет никакого отношения к предпринимательству как к явлению, как, впрочем, и большая часть определений из популярной бизнес-литературы. Даже всегда точный и проницательный Малкольм Гладуэлл в одной из своих статей в New Yorker так не смог до конца пролить свет на этот вопрос.

Истинная природа предпринимательства сильно отличается от расхожих представлений. Ведь она не связана ни с поведением (будь оно рискованным или же, наоборот, осторожным), ни с типом и размером бизнеса (вы можете руководить магазинчиком или огромной публичной компанией, возглавлять подразделение фирмы или же быть частным инвестором). И дело даже не в должности (совсем не обязательно быть именно гендиректором). Для меня это, скорее, черта характера. В мире полно владельцев малых предприятий и основателей стартапов, добившихся феноменальных успехов, и все же положа руку на сердце я не могу назвать их предпринимателями. Та же история и с крупным бизнесом: вы можете успешно руководить корпорацией, но при этом быть напрочь лишены предпринимательской жилки.

На мой взгляд, предпринимательство сродни болезни. И как человек, страдающий этой хворью, я не уверен, что это хорошо. Тот факт, что столько людей хотят ею заразиться, говорит мне о полном непонимании ее сути. Принято считать, что бизнесмены олицетворяют американскую мечту. Они приходят из ниоткуда, строят с нуля гигантские империи, снимают все сливки и ведут роскошный образ жизни. Взгляните на Ларри Эллисона и его яхты, на Билла Гейтса с его «умным» домом площадью 6000 квадратных метров, на Теда Тернера, владеющего 2 млн акрами земли, на Ларри Пейджа с его частным «Боингом»!

Читайте материал по теме: Перестаньте беспокоиться о собственной значимости

Только знайте, что все они — исключения из правил. В своем бестселлере «Гении и аутсайдеры» Гладуэлл подсчитал: для того чтобы добиться реальных результатов, необходимо вложить десять тысяч часов труда. Предприниматели всегда в работе. Они любят свое дело и полностью им одержимы. Это призвание. Путь, который был заранее им предначертан. Это особенность личности и любимое занятие. Это рвение, которому нельзя научиться. Это болезнь, которой нельзя заразиться и от которой невозможно излечиться. Вы либо болеете, либо абсолютно здоровы — и третьего не дано. Продиагностируйте себя, ответив на следующие вопросы:

  • По утрам вы просыпаетесь раньше будильника и тут же вскакиваете с постели с волнительными мыслями о работе? (хорошо)
  • Вы бежите к своей машине, наплевав на завтрак, утренний кофе и газету? (еще лучше)
  • В дороге вы внезапно замечаете, что забыли принять душ, побриться или одеться? (превосходно)
  • Вы секунду раздумываете, а затем говорите себе: «Да ну и черт с ним!» — и как ни в чем не бывало продолжаете свой путь? (Диагноз: болезнь предпринимательства, лекарство — неизвестно.)

Я не раз и не два проделывал подобные выходки, не испытывая при этом ни грамма замешательства или смущения (мои ребята в шутку называют такое поведение «стибелизмом», хотя на самом деле это обычные симптомы нормального бизнесмена). Можно сказать, что это состояние глубокой концентрации, из которого крайне непросто выйти, особенно когда оно накладывается на повседневную рутину. Большинство людей записывают в свои ежедневники время совещаний и прочих мероприятий, я же вынужден напоминать себе о таких житейских мелочах, как обед! Многие пытаются объяснить симптомы предпринимательства дефицитом внимания, навязчивым состоянием, склонностью к риску, выраженной манией и ворохом других диагнозов. Однако в действительности все предприниматели страдают вот от чего: у нас один рубильник — и он всегда включен.

Читайте материал по теме: 5 качеств, в которых руководители нуждаются больше всего

Предпринимателя не волнуют деньги. Они правят бал в обычном бизнесе. Для предпринимателя же деньги — не более чем мерило оценки. Если серьезно, то это очень тяжелый и непредсказуемый способ заработка. Здесь довлеет принцип «пан или пропал»: или ты заработаешь больше, чем смогут потратить твои дети, внуки и правнуки вместе взятые, или же полностью разоришься. Правда такова, что большинство деловых людей ждет сокрушительный провал. Хотите гарантировать себе достойное будущее, сделать успешную и стабильную карьеру, оставить детям хорошее наследство? Слушайте маму, идите в доктора, юристы или в создайте традиционный бизнес.

Как предприниматели становятся успешными? Так же, как и везде — благодаря грамотному применению своих достоинств и умению держать в узде свои недостатки. Конечно, у них есть определенные преимущества (по крайней мере, мне хочется в это верить): уровень энергии выше, больше уверенности в себе, а со временем у них больше шансов стать экспертами в своей области. Но это не единственные факторы, немаловажную роль также играют базовые навыки. Я (иногда) добиваюсь успехов, совмещая свой предпринимательский пыл со своими сильными качествами: способностью рассчитывать риски, принимать решения и набирать в команду людей, которыми я восхищаюсь.

Если вы бизнесмен, пользуйтесь этим фактом на все сто. Если же нет, то даже не пытайтесь им стать. У вас ничего не выйдет, да и зачем вам этот недуг? Вы же не будете нарочно заражать себя корью? Лучше определите, что у вас хорошо получается, и старайтесь делать это лучше других. А если по какой-либо причине вашей организации понадобится настоящий предприниматель, просто найдите и наймите его.